21.05.2012

Как стало известно РБК daily, обращения от российских инвесторов не были удовлетворены при составлении книги заявок на первичное размещение Facebook. Россияне оказались не в приоритете, так как общий объем пула заявок оказался небольшим относительно других стран - только 100 млн долл. Всего Facebook планирует заработать на размещении около 16 млрд долл.

О том, что заявки российских инвесторов не удовлетворены, РБК daily рассказали представители российских розничных брокеров "Финам" и БКС. "Книга заявок переполнена, российские инвесторы не в приоритете", - говорит Владислав Исаев из "Финама". Всего, подсчитал он, "Финам" принял около 550 заявок. "Основная их часть - от физических лиц. И мы обязательно предоставим возможность нашим клиентам приобрести акции, как только начнутся торги", - говорит г-н Исаев. Он поясняет, что минимальный размер акций по заявке составлял 10 тыс. долл. "Средняя сумма на одну заявку - 15 тыс. долл.", - уточняет г-н Исаев. Руководитель направления БКС "Брокерское обслуживание на международных рынках" Алексей Ивин говорит, что общий объем пула заявок от русских инвесторов составил 100 млн долл. "Это небольшой размер по сравнению с другими странами", - объясняет он. По словам г-на Ивина, из 500 заявок БКС 80% поступило от частных лиц, остальное - это инвестиционные фонды.

Акции Facebook появились на бирже NASDAQ в пятницу в 19.00 по московскому времени. Организаторами IPO выступили крупнейшие банки США, в числе которых Morgan Stanley, Goldman Sachs и JP Morgan Chase. Цена одной бумаги составила 38 долл. Facebook, таким образом, получила оценку более чем 104 млрд долл. Это размещение станет рекордным в истории мирового интернет-сектора и одним из крупнейших IPO вообще. Аналитики прогнозируют, что рост стоимости акций компании во время первой сессии может достичь 50%.

Среди аналитиков существует два полярных мнения - о том, что Facebook переоценена и о том, что она недооценена. Анонимный источник в одном из крупнейших американских банков говорит, что с недооценкой все понятно - у сети огромное количество пользователей и отличные перспективы роста. К тому же в рамках IPO инвесторы столкнулись с ситуацией, которую можно назвать "все хотят купить кусочек Facebook" - даже те пользователи сайта, которые никогда не инвестировали в фондовый рынок, вдруг неожиданно решили открыть счет и прикупить себе какое-то количество новых акций.

"Однако я больше склоняюсь к мнению, что бумаги компании оказались переоценены", - говорит собеседник РБК daily. Он отмечает, что в пользу этой позиции говорят проблемы с рекламой на сайте - так называемыми sponsored links. 44% пользователей никогда не кликали на эти ссылки, а рекламодатели постепенно отказываются от сотрудничества с сайтом, последним примером стала GM. "Кроме того, Facebook сама признает, что ее ахиллесовой пятой является сектор мобильных устройств. Здесь возможно появление новых игроков, которые предложат пользователям более интересные модели социализации и общения. К тому же на рынке уже существуют другие социальные сети с более понятной, чем у Facebook, моделью монетизации. В качестве примера можно привести LinkedIn или Badoo", - говорит источник.