22.03.2012

Чиновники Минздравсоцразвития в ходе выступления на круглом столе, организованном CNews Conferences и CNews Analytics, отчитались о промежуточных итогах реализации концепции информатизации здравоохранения.

28 апреля 2011г. приказом №364 Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации была утверждена концепция создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. В ее окончательном варианте, появившемся на свет в результате трехлетней истории разработки и согласования, был определен четкий курс на облачную модель построения информационных технологий, но таким образом, чтобы не разрушать уже разработанные и запущенные ИТ-системы.

Важность этого события очевидна. На информатизацию отечественного здравоохранения впервые выделены колоссальные суммы: 19,6 млрд руб. из федерального и 9,6 млрд руб. из региональных бюджетов - всего 29,2 млрд руб. Это позволяет надеяться на радикальное качественное изменение медицины и превращение ее в конкурентоспособный сегмент отечественной экономики.

С момента утверждения концепции прошел почти год. Участники круглого стола, который был организован CNews Conferences и CNews Analytics, собрались для того, чтобы обсудить, состоялся ли старт информатизации отрасли.

По словам Вадима Дубинина, директора департамента информатизации Минздравсоцразвития, работы по внедрению Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИС-Здрав) идут по плану. В декабре 2011 г. были объявлены первые конкурсы, а в январе 2012 г. заключены государственные контракты с их победителями: "Ростелеком" (интегрированная электронная медицинская карта, электронная самозапись и направление на прием к врачу); "Прогноз" (ведение нормативно-справочной информации, единая аналитическая система); "1С" и "Парус" (управленческий учет административно-хозяйственной деятельности) и "Софтлайн" (единый сервис защищенного обмена информацией).

В марте 2012 г., по словам Дубинина, будет выпущена техническая документация и осуществлен запуск пяти базовых сервисов (самозапись на прием, сервис обмена информацией, электронная медкарта, аналитическая система, учетная система) для пилотной эксплуатации в восьми регионах, а в июне 2012 г. – запуск на базе федерального ЦОДа промышленной эксплуатации во всех регионах России. Пользователями сервиса смогут стать все государственные лечебные учреждения и их пациенты.

Андрей Гусельников, недавно назначенный заместителем министра здравоохранения и социального развития и отвечающий за вопросы информатизации, заверил присутствующих, что внедрение региональных сегментов ЕГИС-Здрав будет происходить по схеме, аналогичной той, которая была использована при организации подключения министерств и регионов к СМЭВ. Будут назначены ответственные за информатизацию здравоохранения на местах, создана система мониторинга, данные которой станут публичными.

Однако участники круглого стола довольно скептически отнеслись к заверениям представителей министерства. По их мнению, сегодняшний уровень информатизации российского здравоохранения не превышает 10%, и в таких условиях заявленные сроки внедрения ЕГИС-Здрав вряд ли реальны. Ведь, например, в Нидерландах, где медицинские учреждения информатизированы на 97%, или в Швеции с населением 9 млн человек, на интеграцию имеющихся МИС собираются потратить пять лет.

Представители регионов сетовали на отсутствие основополагающих нормативных документов в области внедрения ЕГИС-Здрав, что не позволяет начинать полноценную работу на местах. И хотя, по словам Георгия Лебедева, заместителя директора по ИТ ЦНИИОИЗ Росздрава, работы по стандартизации и созданию НСИ идут полным ходом, профессиональное сообщество их до сих пор не видело.

Кроме того, до настоящего времени не создан проектный офис, который должен обеспечить оперативное управление проектом, а Минздрав сосредоточился на реализации пяти федеральных сервисов, в то время как контроль за ходом реализации мероприятий в регионах сведен до мониторинга общей программы модернизации. По мнению Олега Симакова, директора по ИТ МИАЦ РАМН, реальное выполнение работ по итогам 2011 г. составило около 10% от плана, соответственно возникает риск выполнения работ не более 50% на конец 2012 г., что может вызвать дальнейшее смещение сроков.