24.02.2012

Финансовые показатели "Яндекса" по итогам 2011 г. превысили ожидания аналитиков. Тем не менее акции компании после публикации отчетности подешевели на 6%. Аналитики считают, что руководству "Яндекса" не удалось объяснить инвесторам, как компания планирует сохранить долю рынка в России, на которую покушаются Google и Mail.ru.

Итоги 2011 г. "Яндекс" объявлял впервые в качестве публичной компании, чьи акции с мая прошлого года торгуются на NASDAQ. За этот период выручка "Яндекса" выросла на 60% до 20 млрд руб., чистая прибыль - на 51% до 5,8 млрд руб. Рентабельность по чистой прибыли по итогам года составила 28,8%. В IV квартале 2011 г. выручка росла чуть меньшими темпами - на 56% до 6,4 млрд руб., а чистая прибыль увеличилась на 51% до 2,1 млрд руб. Основной драйвер роста выручки - серьезный рост количества кликов по рекламным объявлениям (на 65% по сравнению с 2010 г.), говорит финансовый директор "Яндекса" Александр Шульгин. Хотя средняя стоимость клика, по его словам, немного упала. В 2012 г. "Яндекс" ожидает замедления темпов роста выручки - до 40-45%.

Большую часть выручки "Яндексу" традиционно приносит контекстная реклама. В 2011 г. выручка "Яндекса" от этого вида рекламы выросла на 60% до 17,5 млрд руб., от продаж медийной рекламы - на 70% до 2,095 млрд руб.

Тем не менее следом за публикацией годовых результатов "Яндекса" в начале торгов на NASDAQ акции компании подешевели почти на 6% (после аналогичного роста днем раньше). Но через пару часов акции снова начали дорожать. По итогам торгов в среду стоимость бумаг компании упала на 4% до $22,63 за акцию. Во вторник акции "Яндекса" подорожали после публикации данных АКАР о значительном росте российского рынка интернет-рекламы и ожиданий, что "Яндекс" вырастет не хуже рынка в целом, предполагает Матевосов. Но во время телеконференции для инвесторов руководство "Яндекса" не смогло убедить участников в том, что у компании не будут расти расходы и падать рентабельность, поэтому акции компании снова подешевели, считает аналитик "Тройки диалог" Анна Лепетухина.

Аналитики "ВТБ капитала" Анастасия Обухова и Наталья Пичугина отмечают, что "Яндекс" в прошлом году потерял почти 3 процентных пункта доли рынка контекстной рекламы, составившей 55%. Кроме того, на 3,5 пункта снизилась и поисковая доля компании - до 60,6% в декабре. А с начала 2012 г. доля упала ниже 60%. Тогда как основные конкуренты - Google и Mail.ru, напротив, наращивают долю поиска в рунете.

Впрочем, аналитиков обнадеживают планы международной экспансии "Яндекса". Они отмечают успехи российского поисковика в Турции, где с момента запуска в сентябре 2011 г. сервис сумел достичь посещаемости на уровне 100 000 пользователей в день. Но чтобы завоевать этот рынок и начать продавать там контекстную рекламу, нужно увеличить этот показатель примерно до 10 млн посетителей в день, говорит Волож. От успеха "Яндекса" в Турции, по его словам, будет зависеть и будущая экспансия в другие страны, прежде всего в Европу. Аналитики Deutsche Bank считают, что потенциал роста бизнеса "Яндекса" недооценен, и рекомендуют покупать его акции.