18.01.2012

Интернет-портал Mail.ru обогнал "Яндекс" по размеру месячной аудитории. Эксперты говорят, что Mail.ru помогает интеграция с другими ресурсами, в частности с "Одноклассниками", и советуют "Яндексу" диверсифицировать бизнес.

Портал Mail.ru в ноябре обогнал "Яндекс" по ежемесячной аудитории, следует из последних данных TNS Web Index. Аудитория Mail.ru в ноябре составила 29,427 млн пользователей, "Яндекса" - 29,393 млн. Отчет TNS за декабрь еще не опубликован. Но представитель TNS Светлана Гребенюк сказала "Ведомостям", что Mail.ru сохранила лидерство: 29,969 млн против 29,909 млн (данные по Mail.ru не учитывают аудиторию "Одноклассников" и HeadHunter, являющихся частью Mail.ru Group).

Когда весной 2008 г. TNS представила первые официальные данные по интернет-аудитории в России, Mail.ru обгоняла "Яндекс", но продержалась на 1-м месте до сентября, и три года "Яндекс" был первым. Весь последний год разрыв сокращался: в декабре 2010 г. Mail.ru отставала по месячной аудитории на 680 000, в апреле 2011 г. - на 569 000, в сентябре - на 360 000, а в ноябре конкуренты поменялись местами. Правда, Гребенюк предлагает не преувеличивать: преимущество Mail.ru перед "Яндексом", по ее словам, пока минимально и находится в пределах "доверительного интервала".

Наращивать аудиторию Mail.ru помогает обмен трафиком с другими проектами группы, в частности с "Одноклассниками", полагает предправления "Финама" Владислав Кочетков. С конца сентября 2011 г. Mail.ru начала интеграцию с этой соцсетью: на "Одноклассниках" появились ссылки на почту, соцсеть "Мой мир@Mail.ru", главную страницу Mail.ru, игры и т. п.

Основа "Яндекса" - поиск и он остается одним из системообразующих сервисов интернета наряду с почтой и общением, продолжает Кочетков. Но в условиях растущей конкуренции наиболее адекватной стратегией для основных игроков могла бы стать "портализация". Это уже очевидно и в России, и на глобальном рынке: та же Google, оставаясь лидирующим поисковиком, недавно запустила соцсеть Google+, напоминает он.

Mail.ru Group привлекательнее для инвесторов, считает аналитик Альфа-банка Юлий Матевосов: у нее несколько источников доходов (медийная, контекстная реклама, платежи пользователей), тогда как у "Яндекса" один основной источник доходов - контекстная реклама. Учитывая опыт Google, возможно, "Яндексу" стоило бы диверсифицировать свой бизнес, считает аналитик.

По размеру недельной аудитории "Яндекс" остается лидером, указывает представитель компании Очир Манджиков: в декабре этот показатель составил 18 млн человек, что на 2,2 млн больше, чем у Mail.ru. По его словам, в этом году "Яндекс" запустит новые сервисы, которые привлекут новую аудиторию.