Олег Сальманов, Игорь Цуканов, Ведомости
31.05.2011

"Ростелеком" не намерен отказываться от системы управления Oracle, на закупку и внедрение которой бывшее руководство "Связьинвеста" потратило легендарные $153 млн. Он заменит устаревший софт на новую версию.

Объединенный "Ростелеком", созданный в апреле 2011 г. путем слияния семи межрегиональных компаний (МРК) "Связьинвеста" с "Ростелекомом" и "Дагсвязьинформом", договорился с Oracle о конвертации лицензий на систему управления предприятием (ERP) Oracle E-Business Suite, которые так и не были использованы, в лицензии на новое ПО этой компании. Об этом рассказал менеджер "Ростелекома", известно об этом также представителю одного из системных интеграторов.

Еще в 2003 г. "Связьинвест" заключил с Oracle контракт на $153 млн, который предусматривал закупку и внедрение в МРК лицензий Oracle E-Business Suite на 70 000 рабочих мест (25% сотрудников). Участники рынка называли контракт беспрецедентным по размеру - и оказались правы: на большинстве рабочих мест система Oracle так и не заработала и в последующие годы "дочки" списали затраты на покупку излишних лицензий. Завершать внедрение старых лицензий бессмысленно: система давно устарела, говорит менеджер "Ростелекома". Вместо этого, по его словам, оператор договорился установить новую систему управления предприятием Oracle, которая должна помочь объединенному оператору интегрировать и консолидировать бизнес.

Новые лицензии достанутся "Ростелекому" бесплатно, утверждает менеджер "Ростелекома". А внедрением ERP-системы займется системный интегратор AT-Consulting, знают источники в одном из системных интеграторов и в компании - разработчике бизнес-систем. AT-Consulting уже занималась доработкой и техподдержкой ERP-системы Oracle для "Вымпелкома", говорится на сайте компании. Сколько будет стоить внедрение в "Ростелекоме", собеседники "Ведомостей" не говорят. Аналогичные проекты измеряются десятками миллионов долларов (см. врез).

У "Связьинвеста" был и еще более гигантский контракт - на закупку и внедрение системы расчетов с абонентами Amdocs ($480 млн). Она была внедрена только в двух из семи МРК - в "Центртелекоме" и "Дальсвязи". Большая часть затрат на Amdocs впоследствии также была списана. В частности, в 2010 г. в связи с переоценкой нематериальных активов МРК списали 4,4 млрд руб. ($145 млн по среднему курсу ЦБ за 2010 г.) затрат на биллинг Amdocs, говорится в годовом отчете "Ростелекома".

В разных МРК до сих пор действуют разные биллинговые системы. Но объединенному "Ростелекому" потребуется единая система расчетов и компания будет выбирать ее поставщика, говорит менеджер "Ростелекома". Наиболее реалистичными вариантами он считает российские системы компаний "Петер-сервис" или "Ситроникс". Не исключает он и продолжения сотрудничества с Amdocs - в этом случае речь пойдет о создании единой системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM). Также в ближайшее время "Ростелеком" намерен выбрать поставщика для OSS-системы (компьютерная система управления сетью и сетевым оборудованием операторов связи), знают источник в компании-разработчике и сотрудник "Ростелекома". В данном случае речь может идти о небольшой сумме - менее $10 млн, говорит сотрудник разработчика бизнес-систем.