Денис Легезо, CNEWS
18.05.2011

Для оптимизации потоков туристов, посещающих Эйфелеву башню, использовалось российское ПО. С его помощью инженеры выяснили, что для увеличения потока вместо новых конструкций целесообразнее изменить маршруты посетителей.

Для борьбы с толкучкой на самой известной достопримечательности Парижа - Эйфелевой башне - французы решили использовать среду имитационного моделирования AnyLogic питерского разработчика XJ Technologies.

Построенная модель имитирует скорость прибытия туристов и их поведение, в ней задано открытое для них пространство. Программа оценивала очереди перед лифтами, учитывала правила их эксплуатации и вместимость. Основные проблемы с организацией очередей и направлением потоков людей у оператора парижской достопримечательности возникают на вершине сооружения.

Программа AnyLogic основана на технологии агентного моделирования, т.е. воспроизведении индивидуального поведения каждого из участников (в случае башни - экскурсантов). По данным исполнителей проекта, за 2010 г. башню посетили 6,7 млн туристов. Число агентов в наиболее посещаемый день составило 27 тыс.

Саму модель башни, которая воспроизводит внутреннее пространство и перемещение туристов, создала французская консалтинговая компания EMSYSS. В этих работах также принимало участие парижское представительство питерской компании (AnyLogic Europe).

Как рассказал CNews директор по развитию XJ Technologies Тимофей Попков, всего проект занял 30 рабочих дней. "За это время, во-первых, были собраны данных для моделирования башни. Проведено наблюдение, фото- и видеосъемка поведения посетителей башни, - перечисляет он. - Также исполнители ознакомились с проектом переустройства внутреннего пространства 3 и 4 этажей башни".

На втором этапе было проведено моделирование. В результате экспериментов с моделью организаторы пришли к выводу, что дополнительные конструкции существенно не изменят проходимость башни и не оправдают инвестиций в них.

"Модель доказала, что новые конструкции существенно не изменят проходимость башни, - продолжает Попков. - Наконец, на модели были проведены эксперименты для оптимизации существующих маршрутов посетителей".

Работы по оптимизации проходили в рамках масштабного десятилетнего проекта обновления Эйфелевой башни объемом $267 млн, запущенного в 2008 г. Объем затрат заказчика именно на моделирование российские участники работ не раскрывают.

XJ Technologies впервые показала AnyLogic в 2000 г. "Oбласти применения среды сильно зависят от страны, - говорит CNews Тимофей Попков. - В России основная область применения продукта - это логистические задачи: организация цепочек поставок, транспортных сетей, а также оптимизация производства и бизнес-процессов. В США наши клиенты чаще используют среду для бизнес-моделирования. При проектировании новой системы задача имитационного моделирования - проверить жизнеспособность дорогостоящего проекта в безрисковой среде".

Напомним, что именно AnyLogic использовалась для моделирования развития России на 50 лет на суперкомпьютере "Ломоносов" в МГУ (заявлялось о числе агентов 100 млн). Среди зарубежных клиентов в XJ называют NASA, Boeing, Caterpillar, GM, McDonalds, IBM и др.