Мария Попова, КоммерсантЪ Украина
18.04.2011

Украина уже не первый год тратит миллиарды гривен на информатизацию государственного управления. Делать это необходимо - дальнейшее развитие государства без учета таких концепций, как "Электронное правительство", невозможно. Но чтобы добиться ощутимых результатов на этом поприще, необходимо в корне изменить подходы к информатизации органов государственной власти, отмечают эксперты.

Изобретение велосипеда

Концепция Smart City ("Умный город"), обеспечивающая открытость информации о деятельности органов власти и включающая единую межведомственную информационную систему, возникла в постиндустриальном обществе. Отдельные проекты межведомственного документооборота, позже объединенные идеей "Электронного правительства", начали внедряться в развитых странах Америки и Европы в начале 1990-х. В ноябре 2009 года Евросоюз совместно с Европейской ассоциацией свободной торговли (EFTA) принял Декларацию об электронном правительстве, подразумевающую создание к 2015 году единой европейской системы электронного управления и передачи данных. Согласно рейтингу внедрения "Электронного правительства", составленному ООН по итогам 2010 года, самый высокий индекс готовности подобных систем - у Южной Кореи (0,8785), за ней следуют США (0,8510), Канада (0,8448) и Великобритания (0,8097), Украина в этом рейтинге занимает 54-е место (0,5181), Россия - 59-е (0,5136).

Наиболее амбициозные проекты предполагают не просто систему управления государством онлайн, а фантастические города будущего. В Южной Корее с нуля строится цифровой город. По его территории будет рассредоточено 10 тыс. электромобилей, подключенных к единой городской сети, воспользоваться которыми с помощью персональной карточки сможет любой житель. Есть и более "приземленные" проекты, такие как системы специализированных веб-сайтов с возможностью двустороннего общения с государственными органами. В Калифорнии создание такой системы обошлось правительству всего в $21 тыс. Ее поддержание требует ежегодно менее $40 тыс., но за несколько месяцев работы она помогла штату сэкономить более $20 млн. В Украине Госагентство по вопросам науки, инноваций и информатизации (ГАНИИ) также разработало пилотную версию подобного портала.

И все же масштабная реализация программ Smart City требует огромных инвестиций. Внедрение проекта электронного правительства в России началось в 2002 году с принятия федеральной целевой программы "Электронная Россия". Она предусматривала план действий до 2010 года и госфинансирование в размере 77 млрд руб. (около $3 млрд). Фактически был израсходован 21 млрд руб. ($0,7 млрд), однако программа так и не была реализована в полном объеме. В 2009 году были введены отдельные услуги: оформление паспортов, документов для уплаты налогов, помощь в поиске работы и предоставлении социальной помощи, прием заявлений в различные ведомства. Самыми востребованными онлайн-услугами стали оформление загранпаспорта, замена гражданского паспорта и регистрация права собственности, говорят в компании-разработчике системы Software AG.

Украинский вариант

В Украине также выделяются немалые средства на информатизацию, но расходуются они неэффективно. Как заявил в интервью газете "Зеркало недели. Украина" заместитель председателя Государственной финансовой инспекции Денис Красненков, на мероприятия Национальной программы информатизации за последние пять лет было потрачено 40 млрд грн. Но, по его словам, цели программы не выполнены: "В самом Кабмине информация из Минэкономики в Минфин - с 4-го на 7-й этаж - передается на дисках курьерами, а не по электронным коммуникациям". Для решения этой проблемы Кабмин в декабре прошлого года утвердил "Концепцию развития электронного управления", разработанную ГАНИИ совместно с общественными организациями и местными советами. Она предусматривает создание веб-порталов, call-центров, а также специальных центров предоставления услуг в госучреждениях как регионального, так и общенационального уровней. План действий рассчитан до 2015 года, однако ни о финансировании, ни о технических средствах реализации речь пока не идет.

Местные советы тем временем уже не первый год самостоятельно двигаются в том же направлении. Самым распространенным элементом "Электронного города", внедренным во многих регионах, является система межведомственного документооборота на платформе "ДокПроф". Она успешно функционирует в Днепропетровске, Луганске, Славутиче. В Харькове единая информационная система горсовета разрабатывается с 2006 года. Создано специальное коммунальное предприятие "Городской информационный центр", в рамках которого функционируют автоматизированные системы диспетчерского контроля, программный комплекс учета коммунального имущества, земельно-финансовая и другие системы. В начале этого года предприятие представило проект "Электронный город", объединяющий существующие наработки и представляющий новые идеи по реструктуризации межведомственных коммуникаций. Программа будет запущена в Харькове до конца 2011 года.

Первый полноценный пилотный проект "Электронного города" разработали в 2007 году в городе Украинка Киевской области. В мае Кабмин выделил на его реализацию 15,7 млн грн. Город даже получил первый транш - 3,2 млн грн. Но после этого депутаты облсовета проголосовали против дальнейшего финансирования проекта, аргументировав это тем, что "прежде чем развивать информационные технологии, нужно отремонтировать дороги". "На сегодня мы сделали качественный веб-портал, работающий call-центр, систему документооборота, после чего госфинансирование прекратилось. Ищем частных инвесторов, заинтересованных в сотрудничестве",- говорит мэр Украинки Павел Козырев.

Трудности роста

В зависимости от масштаба проекта и размеров города внедрение системы информатизации обходится в сумму от $5 млн до $150 млн на город с 2 млн жителей, говорит Олег Оваденко, менеджер по работе с ключевыми заказчиками Alcatel-Lucent. По его словам, проанализировав городской бюджет и рационально распределив средства, любой город сможет позволить себе стать электронным. Проект можно реализовывать поэтапно, с учетом первостепенных задач, начав с нескольких десятков тысяч гривен на установку оборудования. Полноценная реализация требует времени - от года до бесконечности, ведь система совершенствуется параллельно с развитием самого города.

Главной проблемой представители и власти, и IT-компаний называют отсутствие единой основы для создания "Электронного города". "Типичной является ситуация, когда с разными источниками финансирования и в соответствии с разными планами создавались ресурсы с дублирующими друг друга функциями, несовместимые между собой",- отмечает Виталий Мухин, менеджер компании "Ситроникс информационные системы".

Введению открытой информационной системы противостоят и чиновники среднего звена. "Электронный город" предполагает прямые коммуникации между жителями и городской властью, оставляя в стороне многочисленных госслужащих. По словам разработчиков концепции, именно чиновники тормозят и саботируют прогресс. В Киеве планировалось внедрить систему электронного управления коммунальной собственностью, но идея так и не была реализована из-за противостояния горсовета.

И все же эксперты сходятся в одном: альтернативы электронному управлению нет. По оценкам заместителя директора по развитию в Украине компании Software AG Азиза Мухтасимова, без налаживания единой системы межведомственного электронного управления эффективность работы государственного аппарата снижается, а неупорядоченность финансовых расчетов ведет к потере значительной части бюджета.