Владимир Лавицкий, Инна Ерохина, Сергей Соболев, КоммерсантЪ
13.04.2011

В рейтинге развития информационных технологий в 2010-2011 годах Всемирного экономического форума Россия занимает 77-е место из 138 стран. В России сложилась благоприятная среда для развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и высокий уровень готовности населения к их использованию. Тянут страну назад неразвитый рынок технологий, законодательное регулирование и низкий уровень использования ИКТ как частным бизнесом, так и госсектором.

Возглавляют рейтинг Всемирного экономического форума (ВЭФ) Швеция и Сингапур, 3-е место занимает Финляндия, 4-е - у Швейцарии и 5-е - у США. В первую десятку лидеров рейтинга входят почти все скандинавские страны, включая Данию (7-е место) и Норвегию (9-е место), за исключением Исландии (16-е место). По сравнению с 2009-2010 годами продолжают расти азиатские страны: Тайвань и Корея занимают 6-е и 10-е место соответственно, вплотную к первой десятке подтянулся Гонконг (12-е место). Китай - лидер среди стран БРИК по развитию ИКТ (36-е место), он опережает Индию (48-е место), Бразилию (56-е место) и Россию (77-е место).

Россия по сравнению с предыдущим рейтингом поднялась на три строчки. К сильным сторонам страны относится благоприятная среда для развития ИКТ-инфраструктуры (42-е место), а также достаточно высокий уровень готовности населения к использованию ИКТ (59-е место) и непосредственного использования технологий населением (55-е место). В то же время ряд проблем препятствуют распространению ИКТ, в том числе неразвитый рынок (118-е место), законодательное регулирование (111-е место) и низкие уровни готовности к использованию ИКТ и непосредственного использования ИКТ со стороны бизнеса и госсектора.

"В качестве слабой стороны можно отметить низкий уровень использования инструментов ИКТ для экономического развития и повышения эффективности государственного управления. В бизнес-секторе ИКТ не используется для создания новых продуктов, услуг и новых организационных моделей. А в госсекторе процессы оказания государственных услуг пока не интегрируют новые возможности информационных технологий",- перечисляет партнер компании Strategy Partners (координатор программы ВЭФ в России) Алексей Праздничных.

1,8 трлн рублей составил оборот ИКТ в России по итогам 2009 года (данные Минкомсвязи).

Россия занимает 135-е место по затратам на установку личного стационарного телефона - $399. Установка служебного телефона обходится уже в $594,3, но в сравнении с другими странами Россия здесь находится все-таки на две позиции выше - на 133-м месте. Кроме того, Россия занимает 127-е место по уровню административных барьеров, свободе прессы и защите права собственности.

Наиболее конкурентоспособной Россия оказалась по такому показателю, как проникновение мобильной связи,- почти 164 sim-карты на 100 человек (9-е место). Чтобы контракт в сфере ИКТ вступил в силу, в России требуется в среднем 281 день - по этому критерию Россия находится на 10-м месте.

Развитие ИКТ в России входит в одну из задач государственной программы "Информационное общество на 2011-2020 годы", которая в конце прошлого года была одобрена президиумом правительства РФ. Из представленной тогда на президиуме презентации Минкомсвязи следовало, что из федерального бюджета на программу планируется выделить 88,03 млрд руб. (с 2011 по 2020 год), расходы из внебюджетных источников запланированы на уровне не менее 200 млрд руб. ежегодно. Оборот ИКТ в России по итогам 2009 года составил 1,8 трлн руб. (рост 2%).

Президент Leta Group Александр Чачава разделяет мнение, что одна из слабых сторон развития рынка ИКТ заключается в не готовности использования ИКТ со стороны госструктур: "Госсектор коррумпирован и мотивирован заказывать преимущественно те ИТ-решения, которые соответствуют его интересам, а не адекватным реалиям".

В "Ростелекоме", который является основным поставщиком ИКТ-услуг для органов госвласти (в 2011 году компания заключила госконтрактов примерно на 6,5 млрд руб.), в целом согласны с выводами ВЭФ. При этом, отмечают в компании, уровень использования ИКТ в российском госсекторе стремительно растет: "В портфеле контрактов компании большую долю занимают проекты по созданию комплексных информационных систем, а доля простых традиционных услуг неуклонно снижается".