Джулия Энгуин, Ведомости
25.01.2011

Разработчик бесплатного браузера Firefox - американская Mozilla Foundation встроит в него утилиту, предотвращающую утечку данных о действиях пользователя в интернете. Правда, защита будет условной.

Фонд Mozilla намерен оснастить Firefox защитным средством, препятствующим отслеживанию деятельности пользователей в сети. В этом случае Firefox станет первым браузером, соответствующим рекомендации американской Федеральной комиссии по торговле (FTC) о защите пользователей от постороннего вмешательства.

Правда, защита эта будет работать лишь при условии, что компании, отслеживающие онлайн-активность пользователей, согласятся не фиксировать действия тех, кто включает эту функцию. Пока такого согласия не дала ни одна компания, несмотря на призыв Mozilla присоединиться к инициативе.

"Мы понимаем, что имеем дело с проблемой курицы и яйца, - пишет в блоге руководитель направления глобальной защиты персональных данных Mozilla Александер Фаулер. - Но мы просим владельцев сайтов и рекламные компании <...> проявить уважение к желанию людей сохранить конфиденциальность". По умолчанию защитная функция будет отключена. Если пользователь включит ее, то при посещении каждого сайта браузер будет запрашивать владельцев сайта и размещенных на нем рекламных компонентов об отключении сбора пользовательских данных. Пока неизвестно, появится ли новая функция уже в ближайшей версии Firefox 4.

В последнее время проблема отслеживания активности пользователей все больше заботит общественность. В декабре FTC призвала IT-компании создать средства защиты от слежения, а администрация президента США заявила о необходимости введения "билля о праве на неприкосновенность частной жизни". Заняться в этом году проблемой privacy обещали и бизнесмены.

Наибольшими возможностями для предотвращения слежки за пользователями располагают разработчики браузеров. Но крупнейшие из них - Microsoft (выпускает Internet Explorer) и Google (Chrome) сами продают онлайн-рекламу и потому заинтересованы в том, чтобы за пользователями можно было "подглядывать". Mozilla рекламу не продает, хотя один из главных источников ее доходов - соглашение с Google о рекламе.

Нельзя сказать, что конкуренты Mozilla вовсе не заботятся о стремлении пользователей к закрытости. В декабре 2010 г. Microsoft объявила о намерении вернуть в браузер Internet Explorer средство защиты, помогающее пользователю избегать мониторинга со стороны отдельных сайтов и компаний. В свое время такая функция была исключена из Internet Explorer 8. Google же планирует встроить в браузер Chrome функцию Keep My Opt-Outs, позволяющую отключать рекламу, тематически сходную с веб-интересами пользователя. Но использовать все эти функции непросто. В браузере Microsoft надо вручную составлять список компаний, от которых необходимо защититься. Владельцам Chrome для защиты придется дополнительно загружать специальный программный модуль.