Счетная палата посчитала маржу "Ростелекома"
ДАРЬЯ ЛЮТЦАУ
© ComNews
12.12.2011
Счетная палата РФ заявила, что ОАО "Ростелеком", которое является единственным исполнителем мероприятий федеральной целевой программы "Электронная Россия", должен вернуть государству маржинальный доход в 136,8 млн руб., полученный в ходе реализации этой ФЦП. К такому выводу Счетная палата пришла по итогам проверки соблюдения законодательства целевого и эффективного использования бюджетных средств в рамках "Электронной России". Никаких юридических оснований для возврата маржинального дохода "Ростелеком" не имеет, парирует компания.
Затраты федерального бюджета на оплату работ, выполненных "Ростелекомом" в 2010 г., по трем государственным контрактам составили 1,3 млрд руб., или 98,9% от общего объема стоимости работ, заказчиком которых являлось Минкомсвязи России, свидетельствуют данные Счетной палаты.
В ходе сравнительного анализа бюджетных расходов, произведенных министерством с целью финансирования мероприятий программы, и расходов "Ростелекома" на их реализацию было установлено, что маржинальный доход "Ростелекома" составил 136,8 млн руб. При этом механизм возврата сэкономленных "Ростелекомом" средств целевого характера в федеральный бюджет условиями госконтрактов предусмотрен не был.
"Таким образом, указанные средства федерального бюджета не были направлены на мероприятия программы, что, по мнению Счетной палаты, противоречит принципу эффективности бюджетных расходов и соответственно основному условию выбора "Ростелекома" в качестве единственного исполнителя работ по программе. Указанные средства должны быть возмещены государственному заказчику при дальнейшем финансировании государственной программы "Информационное общество (2011-2020 гг.)", - отмечается в сообщении Счетной палаты.
По итогам проверки также отмечается, что первоначально запланированный объем финансирования ФЦП на 2002-2010 гг. составлял свыше 77 млрд руб., в том числе средства федерального бюджета - более 50%, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - около 30%, внебюджетные источники - 20%.
"Компания "Ростелеком" являлась единственным исполнителем данной ФЦП только в IV квартале 2009 г. и 2010 г., что составляет около 15% от общего времени, отведенного на реализацию программы. За этот срок сумма государственных контрактов, заключенных с "Ростелекомом", составила около 2 млрд руб., что составляет около 10% от общего объема средств, выделенных на ее реализацию. При этом достижение ключевых целевых показателей ФЦП было осуществлено преимущественно в рамках исполнения именно контрактов с "Ростелекомом". Таким образом, привлечение "Ростелекома" к реализации данной программы в качества единственного исполнителя было оправданным и показало свою высокую эффективность", - заявила в ответ пресс-служба ОАО "Ростелеком".
По сообщению пресс-службы, маржинальный доход, полученный "Ростелекомом" при исполнении вышеупомянутых контрактов, в первую очередь, является прямым следствием строгого исполнения принятых в компании процедур и регламентов закупок товаров и услуг. "Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что "Ростелеком" является открытым акционерным обществом, акциями которого помимо государства владеют частные акционеры, и в соответствии с действующим законодательством целью его деятельности, в том числе и при исполнении государственных контрактов, является получение прибыли, - подчеркнула пресс-служба компании. - Никаких юридических оснований для возврата полученного маржинального дохода "Ростелеком" не имел и в настоящий момент не имеет. Соответствующий механизм действующим законодательством не предусмотрен".
Как сообщает компания, в настоящее время "Ростелеком" обсуждает с Минкомсвязи механизм, который позволил бы при исполнении госконтрактов, заключенных в рамках реализации программы "Информационное общество", предоставить государственному заказчику дополнительно услуги и сервисы на сумму, равную полученному маржинальному доходу. Пресс-служба так же добавила, что в ходе работы над этим проектом "Ростелеком" инвестировал в создание электронного правительства более 1,5 млрд собственных средств, что сопоставимо с инвестициями государства в этот период.
Связаться с представителями Министерства связи и массовых коммуникаций для получения комментариев не удалось.
"Проверка Счетной палаты подтвердила абсолютную законность всех действий компании в рамках исполнения программы "Электронное правительство". Прежде всего, Счетная палата подтвердила, что разница между ценой госконтракта и суммой расходов - не похищенные средства, а законный маржинальный доход компании", - отметил источник ComNews, близкий к "Ростелекому".
В ходе реализации программы "Электронная Россия" наблюдалось существенное сокращение объемов ее финансирования. Фактический объем бюджетных назначений за весь период действия программы составил почти 30 млрд руб., сократившись от первоначального объема на 65,5%, в том числе средства федерального бюджета - 75%, средства бюджетов субъектов РФ - 25%.
Ранее Счетная палата проверяла и "Связьинвест" (по итогам реформы госхолдинга). Согласно результатам той проверки, "Связьинвест" не нарушал корпоративного законодательства и правила закупочных процедур, но в то же время его реорганизация не обеспечила прямой контроль государства над объединенным "Ростелекомом". О риске потери контроля в "Ростелекоме" накануне реформы предупреждали бывший министр связи Леонид Рейман и глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина. А экс-гендиректор "Связьинвеста" Евгений Юрченко подозревал строительного подрядчика дочерних компаний "Связьинвеста" группу "Инфра Инжиниринг" в аффилированности с фондом Marshall Capital Partners (владеет около 7% "Ростелекома") Константина Малафеева. Тогда коллегия под председательством Сергея Степашина рассмотрела результаты проверки правомерности и эффективности мероприятий, осуществляемых группой компаний "Связьинвест" в рамках реорганизации холдинга, а также закупочной деятельности, их соответствие интересам РФ и заключила, что реорганизация не обеспечивает прямой контроль государства над "Ростелекомом".
Более года назад Контрольно-счетная палата (КСП) Москвы продемонстрировала масштаб финансовых и законодательных нарушений при реализации программы "Электронная Москва". Результаты проверки КСП охватывают деятельность по внедрению ИТ в Москве в 2008-2010 гг. и в начале 2011 г., и контрольный орган расценил исполнение программы "Электронная Москва" весьма критически. Согласно материалам проверки, прямые финансовые нарушения при информатизации Москвы с 2008 г. составили почти 283 млн руб. При этом КСП отмечает, что "неэффективное использование бюджетных средств" за этот срок достигло 4,7 млрд руб., а из 86 запланированных к вводу информационных систем в столице не введена в эксплуатацию 61.