МАРИЯ ПЕТРОВА
© ComNews
29.11.2011


29.11_1

Интернет-компания "Яндекс" совершила крупнейшую сделку с момента выхода на биржу NASDAQ, купив за $38 млн разработчика приложений для мобильных телефонов, смартфонов и планшетов - компанию SPB Software. Покупка позволит "Яндексу" предоставлять доступ к своим сервисам через мобильные устройства разных производителей. Это сейчас актуально для компании: с октября в устройствах с операционной системой Android отсутствует виджет для всех поисковиков, кроме Google.

Об этом сообщила пресс-служба компании. "Это крупнейшее приобретение компании с момента ее выхода на NASDAQ", - уточнил репортеру ComNews пресс-секретарь "Яндекса" Очир Манджиков. Источник, близкий к переговорам, назвал сумму сделки - $38 млн за 100% компании.

SPB Software Inc. - международная компания - разработчик приложений для мобильных устройств и смартфонов под различные платформы, в том числе Windows Mobile, Symbian, iPhone, Blackberry и др. SPB Software также занимается разработкой игр для смартфонов. Компания основана в 1999 г., ее офисы расположены в России, Таиланде и на Тайване. Головной офис находится в Петербурге.

"Системная оболочка SPB Shell 3D, разработанная SPB Software, будет интегрирована с облачными сервисами и технологиями "Яндекса". Кроме того, "Яндекс" сможет предлагать пользователям доступ к своим сервисам через мобильные устройства разных производителей", - говорится в официальном сообщении. "Команда SPB Software очень рада присоединиться к команде "Яндекса", - заявил генеральный директор SPB Software Себастиан-Юстус Шмидт. - Вместе мы сможем создавать и предлагать рынку новые высокотехнологичные мобильные решения".

"В стратегии развития "Яндекса" мобильное направление - одно из приоритетных, - объяснил генеральный директор компании Аркадий Волож, чьи слова приводятся в сообщении. - Благодаря приобретению SPB Software у нас появляется возможность предлагать мобильному рынку новые качественные продукты. SPB Shell 3D - именно тот продукт, который нам нужен, чтобы существенно увеличить мобильное присутствие".

Ранее в общении с журналистами Аркадий Волож выражал мнение, что действия Google наносят ущерб конкуренции на рынке и вынуждают "Яндекс" искать пути противодействия. "В 2006 г., когда Google пришел в Россию с браузером, он стал поисковиком по умолчанию в браузерах Firefox, Opera. C сентября в ОС Android убран виджет для всех поисковиков, кроме Google. Если телефон с Android, то там из поисковых систем установлен только Google, - поделился Аркадий Волож в октябре в ходе пресс-конференции, посвященной финансовым итогам "Яндекса". - Мы можем ответить на это тем, что не будем предоставлять свои сервисы для Android. И на этом все заканчивается, и Интернет разрушается. Сделать свой браузер и даже операционную систему, при наличии ресурсов в свободном доступе, легко, но "Яндекс" договаривается с партнерами, а не убивает их".

"Сумма сделки между "Яндексом" и SPB Software небольшая, думаю, что рынок отреагирует в целом позитивно, - считает аналитик компании "Атон" Ирина Скворцова. - В целом компания планировала потратить на CAPEX в 2011 г. около 6,2 млрд руб., то есть в IV квартале 2011 г. будет израсходовано около $80 млн. Стремление "Яндекса" активно осваивать рынок мобильных приложений связано с тем, что сейчас доля выходов в Интернет с мобильных устройств серьезно растет. Самый популярный браузер для выхода в Интернет с мобильных устройств - Opera, с долей 66%. Но в мире большую долю рынка имеют Google - Chrome и Apple - Safari (в сумме около 34% рынка, по данным StatCounter). Рынок мобильных приложений демонстрирует высокие темпы роста. Занимая на нем лидирующее положение, можно сохранить высокие темпы роста бизнеса. В последнее время "Яндекс" теряет долю рынка именно из-за усиления конкуренции с Google, у которого есть собственная операционная система для мобильных устройств Android и браузер Chrome, где основным поисковиком является Google".

По мнению аналитика компании "ВТБ Капитал" Анастасии Обуховой, пока трудно сказать, как на сделку отреагируют инвесторы. "Вопрос в том, как это будет монетизироваться. Сейчас основной источник выручки "Яндекса" - это контекстная реклама. Покупка расширит набор предлагаемых компанией услуг, но влияние на выручку пока вряд ли будет существенным", - рассуждает она.

"Для "Яндекса" чрезвычайно важно укрепить позиции в мобильных устройствах, поскольку именно здесь очень активен его главный конкурент - Google, и именно диверсификации операций ждут от него инвесторы, - полагает аналитик ИК "Финам" Леонид Делицын. - Безусловно, "Яндекс" будет форсировать присутствие в смартфонах. От конкуренции поисковых лидеров в мобильных устройствах пользователи выиграют, причем будет иметь место market push - пользователю предложат услуги, особой потребности в которых он и не испытывал. В скором времени если пользователь не будет занят разговором по мобильному телефону, он будет занят поиском или шопингом, а может быть, всем сразу одновременно".

Действительно, последнее время компания проявляет активность на рынке мобильных приложений. Как ранее сообщал ComNews, "Яндекс" заключил соглашение с компанией Samsung о выпуске трех новых моделей смартфона Samsung Wave с предустановленными мобильными приложениями "Яндекса" (см. новость ComNews от 26 октября 2011 г.). А еще раньше, в сентябре, компания в составе консорциума инвесторов купила 10% акций компании Blekko, владеющей американским поисковиком blekko.com, вложив в проект $15 млн (см. новость ComNews от 30 сентября 2011 г.).

После объявления сделки на бирже NASDAQ акции "Яндекса" (YNDX) выросли на 3,7%. 25 ноября на момент закрытия цена одной акции составляла $19,75, а вчера по состоянию на 18:50 - $20,49.