"Почта России" произвела больше
АЛЕКСЕЙ РЕРИХ
© ComNews
17.11.2011
Финансовые результаты ФГУП "Почта России" по итогам трех кварталов 2011 г. оказались выше, чем за тот же период прошлого года: выручка увеличилась на 15% и составила 87,5 млрд руб., а чистая прибыль выросла в 10 раз, что, правда, вызвано особенностями учета государственных субсидий. По итогам 2011 г. "Почта России" рассчитывает получить чистую прибыль более 650 млн руб. Одним из главных драйверов роста продолжает оставаться сокращение штата, уверены участники рынка. Впрочем, сама "Почта" такую связь отрицает.
Рост чистой прибыли по итогам трех кварталов до 4,29 млрд руб. представители "Почты" объясняют особенностями учета: в этом году полученные от государства компенсации убытков от оказания социально ориентированных услуг по тарифам ниже себестоимости отражены в отчетности II квартала.
Как утверждается в пресс-релизе компании, рост экономической эффективности достигнут за счет увеличения на 22% среднемесячной выработки на одного сотрудника, в том числе за счет роста объемов оказываемых услуг. Рост выручки "Почты" от оказания почтовых услуг за отчетный период составил 17% (что больше прошлогодних показателей на 5,6 млрд руб.). Среди наиболее успешно развивающихся услуг - "Отправление первого класса" (рост составил 52%), доставка экспресс-отправлений EMS (рост 32%), доставка посылок (рост 23%).
Выручка от финансовых услуг выросла на 16%. Основной рост пришелся на услугу по доставке и выплате пенсий и пособий (25% к результату девяти месяцев 2010 г.). На 12% за январь-сентябрь 2011 г. выросли доходы от приема коммунальных платежей. Доходы от реализации товаров в этом же отчетном периоде увеличились на 6%.
"Мы позитивно оцениваем данные отчетности компании за девять месяцев 2011 г., - заявила репортеру ComNews аналитик УК "Финам Менеджмент" Анна Зайцева, - и ожидаем сохранения положительного тренда в среднесрочной перспективе. При этом наиболее маржинальные сегменты - экспресс-доставка (EMS) и отправления первого класса - ожидаемо демонстрируют наиболее сильные результаты. На наш взгляд, активное развитие высокомаржинальных направлений деятельности остается основным драйвером роста показателей рентабельности компании. Дальнейшее развитие конкурентоспособных, высокорентабельных направлений, оптимизация бизнес-процессов, инвестиции в инфраструктуру и автоматизацию будут положительно отражаться на ключевых финансовых показателях компании".
Аналитики также отмечают, что расходы "Почты России" на оплату труда за три квартала 2011 г. в сравнении с тем же периодом прошлого года выросли на 7% и составили 56,5 млрд руб. При этом рост средней заработной платы на одного работника предприятия составил 16%. "Вкупе с ростом экономической эффективности, достигнутым за счет увеличения на 22% среднемесячной выработки на одного сотрудника, это может означать только одно: положительных финансовых результатов, как и в предыдущих кварталах, удалось достичь в значительной степени за счет сокращения штата", - заявил ComNews представитель рынка, пожелавший остаться неназванным.
Впрочем, пресс-служба "Почты России" о сокращении штата как о важном факторе не говорит. "Рост средней заработной платы связан с проведением мероприятий, направленных на повышение производительности, оптимизации технологических процессов и как следствие уменьшение численности персонала. Высвободившийся фонд оплаты труда при сокращении численности направляется на повышение окладов работников предприятия. Также рост заработной платы работников обусловлен внедрением сдельной системы оплаты труда", - пояснила репортеру ComNews представитель пресс-службы "Почты России" Наталья Колесникова.
По мнению Анны Зайцевой, следует также обратить внимание на умеренные темпы роста расходов. Производственные расходы увеличились на 16%. Этот рост, по данным "Почты России" связан с ростом тарифов на железнодорожные и авиаперевозки, а также с повышением стоимости топлива для собственного автотранспорта предприятия. Расходы на содержание сети предприятия выросли на 15% - с 10,5 млрд руб. за девять месяцев 2010 г. до 12 млрд руб. за тот же период в 2011 г. "На фоне активного расширения операционной деятельности это, на наш взгляд, свидетельствует об эффективном контроле над затратами и сохранении комфортного долгового профиля - уровень долговой нагрузки год к году не изменился", - заключает Зайцева.
Размер совокупного финансового долга "Почты России" на конец III квартала 2011 г. в рублевом выражении составил 12,55 млрд руб. - то есть остался на уровне аналогичного показателя прошлого года.