ТАТЬЯНА КАПУСТИНА
© ComNews
15.08.2011

Четверо из десяти пользователей встречали в Интернете предупреждение, что просмотр или скачивание аудио или видео запрещены правообладателем. Еще 30% пользователей могут отличить легальный контент в Интернете от нелегального, и лишь четверть (24%) готовы платить за потребление легальной информации в Сети. Такие данные получил Фонд "Общественное мнение" (ФОМ).

По словам руководителя проекта "Мир Интернета" ФОМа Павла Лебедева, потребление аудио- и видеоконтента в Интернете - весьма популярное занятие. "Так, около 37 млн человек (более чем две трети - 69%) интернет-аудитории просматривали/прослушивали или скачивали медиаконтент в Сети, - сообщает Павел Лебедев. - Особенно интересно, что потребление более "тяжелого" видео популярнее, чем прослушивание или скачивание аудио".

При этом представитель ФОМа отмечает, что, несмотря на высокую долю потребления медийной информации в Интернете, в среднем лишь четверо из десяти интернет-пользователей (41%) заявляют о том, что им приходилось сталкиваться с предупреждением о запрещении правообладателем просмотра или скачивания контента. "Чаще обращаться к защищенному правообладателем контенту приходилось мужчинам (46%), а также молодым пользователям 18-35 лет (45%), что может быть связано с особенностями потребляемого контента в этих демографических группах", - говорит Павел Лебедев.

Более половины интернет-пользователей, подчеркивает специалист, заявляют, что не могут отличить легальный контент от нелегального. "Эта цифра наглядно демонстрирует, во-первых, насколько для людей, выходящих в Сеть, не очевидны различия между пиратским и легальным контентом, а во-вторых, насколько далека от них эта проблема, - говорит Павел Лебедев. - Стоит заметить, среди молодежи 18-24 лет и представителей сильного пола доля людей, способных отличить один тип контента от другого, на 7% выше, чем средние 30%. Среди интернет-пользователей старше 55 лет таких всего 10%". По данным ФОМа, для большинства пользователей, заявивших, что они отличают легальный контент, ключевыми идентификаторами являются хорошее качество (27%), платность (24%) и необходимость регистрации (9%).

"Готовность платить за легальное главным образом связана с характеристиками получаемого за деньги контента либо с нравственной стороной вопроса, - отмечает Павел Лебедев. - Так, 29% пользователей готовы платить за высокое качество, еще 20% - за надежность и безопасность. Из-за уважения к труду автора и закону платить готовы 11% и 9% пользователей соответственно".

Самым главным барьером для потребления платного легального контента в Интернете оказывается финансовый аспект. "Ожидаемо, что больше всего пользователей (40% среди не готовых платить за контент) ссылаются на отсутствие финансовой возможности или дороговизну контента, - говорит Павел Лебедев. - Более интересна следующая информация: примерно каждый десятый (13%) интернет-пользователь, заявивший о неготовности платить за легальный контент в Сети, объясняет свою позицию тем, что не видит смысла платить за то, что можно найти в Интернете бесплатно. Еще 9% считают, что достаточным является факт оплаты доступа к Интернету".

По данным пресс-службы компании "Яндекс", в январе 2007 г. слово "скачать" было на пятом месте в топе поисковых запросов "Яндекса", к августу 2008 г. оно опустилось на 108-ю позицию, в июне 2011 г. - уже на 345-ю. "Правда, только по этим показателям делать выводы преждевременно. Возможно, в Сети просто появилось больше контента, который можно скачивать, и пользователи стали уточнять свои запросы, - подчеркивает пресс-служба "Яндекса". - Нам сложно судить об изменении отношения пользователей к легальному контенту по тем данным, которыми мы располагаем. Тем не менее мы надеемся, что они свидетельствуют пусть о слабом, но позитивном тренде, и тоже стараемся вносить свою посильную лепту в легализацию контента в Интернете. Так, в прошлом году у нас появился сервис "Яндекс.Музыка", где можно бесплатно и в хорошем качестве слушать легальную музыку. Сейчас его месячная аудитория, по данным TNS, составляет около 3 млн человек".

По словам коммерческого директора интернет-кинотеатра TVzavr.ru Александра Болотнова, платного контента в Рунете не так уж и много. "Нежелание платить - это, скорее, не нежелание, а неудобство оплаты. Кроме того, очень много мошенничества в Интернете. Вопрос раскрытия конфиденциальных данных в платежной системе тоже останавливает пользователя, - рассказал ComNews Александр Болотнов. - За последний год можно увидеть активный рост видеосервисов. Повышаются качество контента и уровень сервиса, развиваются технологии доступа. Вообще, рынок всех развлекательных интернет-сервисов только формируется".