ЕЛЕНА КУДРЯШОВА
© ComNews
18.03.2011

ИТ-компания InfoWatch в 2010 г. увеличила оборот на 130%. Абсолютных показателей компания не раскрывает, отмечая только, что 65% роста обеспечили новые клиенты. По оценкам экспертов, объем российского рынка DLP (Data Leak Prevention - системы защиты от утечек данных) составляет около $20 млн.

По словам генерального директора компании InfoWatch Натальи Касперской, рост продаж обусловлен восстановлением рынка. "Клиенты, отложившие внедрение систем по защите от утечек информации в 2009 г., вновь вернулись к этому вопросу", - пояснила она на пресс-конференции в четверг. В структуре доходов InfoWatch в России главное место занимают продажи лицензионного программного обеспечения - 65%, еще 22% приносит поддержка продукта.

По итогам прошлого года Наталья Касперская оценила объем рынка DLP в России на уровне $12-15 млн. Оценка аналитиков портала Anti-Malware.ru несколько выше - $20 млн. Управляющий партнер и основатель портала Илья Шабанов в беседе с репортером ComNews объясняет это тем, что аналитики учитывают объем продаж клиентам, а доходы компаний составляют около 40% от этой суммы.

По данным предварительного отчета Anti-Malware.ru за 2010 г., InfoWatch увеличила свою долю на рынке DLP до 42%, далее следует компания "Инфосистемы Джет" - 26%.

Объемы продаж InfoWatch составили около $9 млн, что на 75% больше, чем годом ранее. На 2011 г. Илья Шабанов делает сдержанный прогноз. По его словам, рынок, безусловно, вырастет, но не более чем на 10-30%.

"По нашим оценкам, рынок DLP в России по итогам 2010 г. больше, он составляет $35 млн. Рост в 2011 г. будет на уровне 20%, - считает вице-президент по маркетингу компании Leta Group Валентин Крохин. - На наш взгляд, если считать в деньгах, потраченных в 2010 г., доля InfoWatch меньше 20%, но мы согласны, что доля компании "Инфосистемы Джет" упала, хотя в деньгах они подросли. Это объясняется тем, что они предлагают дешевое решение. В потраченных деньгах лидером являются компания Symantec (около 40%) и Websense, очень хорошо растет McAfee, хотя его доля пока маленькая". Компания "Инфосистемы Джет" дает более оптимистичный прогноз: в 2011 г. рынок DLP может вырасти на 30-50%.

С 1 января 2011 г. в России вступил в силу обновленный закон "О персональных данных", разработка которого велась несколько лет. Он был принят летом 2006 г., а в январе следующего года вступил в силу. Однако из-за непроработанности многих положений закон не работал вплоть до весны 2009 г. 16 марта 2009 г. правительство назначило Роскомнадзор уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных. Технические требования к информационным системам персональных данных (ИСПДн) должны были вступить в силу с 1 января 2010 г., но рынок оказался к этому не готов. В декабре 2009 г. Госдума спешно приняла поправки в закон, в соответствии с которыми срок вступления в силу требований к ИСПДн был перенесен на 1 января 2011 г., а 23 декабря прошлого года закон "О персональных данных" подвергся еще одному изменению: "Информационные системы, созданные до 1 января 2011 г., должны быть приведены в соответствие с требованиями настоящего ФЗ не позднее 1 июля 2011 г.".

К сентябрю InfoWatch готовится выпустить специальный продукт для защиты персональных данных от утечек, рассказала Наталья Касперская. "Пока нормативные стандарты не утверждены, а требования меняются, сложно предложить универсальное решение для рынка, - говорит она. - Наше предложение будет носить скорее индивидуальный характер".

По мнению участников рынка, вступление в силу закона "О персональных данных" не вызовет всплеска на рынке DLP. "152-й закон не содержит требований к системам защиты данных от утечек, а только к антивирусам или системам шифрования, - говорит Илья Шабанов. - Поэтому большого влияния на рынок изменения не окажут".

"ФЗ №152 "О персональных данных" никак не помешает росту рынка, - комментирует заместитель директора по развитию бизнеса компании "Инфосистемы Джет" Кирилл Викторов. - Дело в том, что для обеспечения реальной защищенности внедрение DLP-решений необходимо, и заказчики этот факт осознают. Кроме этого, компании финансируют проекты DLP в наступившем 2011 г. по итогам проведенных пилотных проектов прошлого года. Количество проектов, выполненных нашей компанией в 2010 г., выросло примерно на 30% по сравнению с 2009 г. В этом году продолжается накопление опыта использования подобных решений в различных отраслях. В ближайшее время ожидается выход новых версий как нашего, так и зарубежных продуктов. В них будет реакция на запросы пользователей, которые появились в течение прошлого года".