Деловая Неделя
21.02.2005




Крупнейший оператор связи в наступившем году, очевидно, претерпит существенные изменения. Вне зависимости от того, состоится ли приватизация "Укртелекома", нынешний менеджмент компании пытается выстроить с основным акционером - государством - прозрачные взаимоотношения. О том, какие основные задачи ставит перед собой крупнейший оператор связи в 2005 г.,  рассказал председатель правления ОАО "Укртелеком" Георгий Дзекон.

- Какие задачи ставит перед собой "Укртелеком" на 2005 г.?

- Действия "Укртелекома" в 2005 г. будут зависеть исключительно от того, какое решение по вопросу приватизации примет правительство. Я лично рассматриваю приватизацию "Укртелекома" не как панацею от всех бед, а как один из вариантов развития компании в нормальных рыночных условиях. То есть, подразумевается, что приходит новый владелец, заплативший за компанию достаточно много денег, и его задача - повышать ее прибыльность, капитализацию, стоимость акций. Чтобы в обозримом будущем - в течение ближайших 5-7 лет - зарабатывать какие-то деньги.

Главное, что в этом случае появляется эффективный собственник, с которым менеджмент компании будет договариваться, предлагать свою программу действий и защищать ее. Второй вариант - как по мне, тоже абсолютно приемлемый - это некий договор с существующим собственником, то есть с государством. Сейчас государство и де-юре, и де-факто владеет 92% акций "Укртелекома", но при этом никакие правила игры между государством и менеджментом не определены.

- Что вы подразумеваете под понятием "правила игры"?

- Это бизнес-план, предлагаемый "Укртелекомом", содержащий некие показатели. Из них основные - предполагаемый размер дивидендов, налогов, направления развития, в том числе и его социальная составляющая, а также источники финансирования.

Если правительство этот план утверждает, "Укртелеком" получает возможность спокойно работать. Но если правительство в определенный момент говорит, что надо на самом деле "вот столько-то" налогов заплатить, и еще надо телефонизировать по каким-либо мотивам "вот эту" деревню или же 10 инвалидов, а оборудование купить вот у такого предприятия - при подобных обстоятельствах "Укртелеком" не может нормально существовать. Нас такие ситуации очень сильно "разрывают" и являются причиной постоянных конфликтов между менеджментом "Укртелекома" и основным акционером.

- О конфликтах какого рода вы говорите?

- Подобные конфликты могут быть использованы по-разному. Кто-то, "защищающий отечественного производителя", приходит и говорит: "Почему вы не покупаете у отечественного производителя?". Все наши объяснения, что это оборудование не выдерживает конкуренции ни по ценовым, ни по качественным параметрам, упираются в своеобразную игру в "подкидыша". Что-то вроде: "Ты хочешь пойти с нами к маме или попасть под машину?" У нас примерно так и происходит, когда появляются подобные "постановления партии и правительства". Если мы говорим, что, покупая такое оборудование, да еще и по таким ценам, "Укртелеком" просто развалится - это никого не интересует.

Такое отсутствие правил игры наиболее негативно влияет на компанию и является постоянным фундаментом для каких-то политических или бизнес-спекуляций. Например, кто-то убежден, что мы "не так" ответили инвалидам. Тут же возникает депутат, лоббирующий какое-то свое предприятие, которому тоже "не так" ответили. В это время налоговая считает, что налоги нужно платить "вот так", поскольку есть дыра в бюджете. В таких условиях "Укртелеком" не может существовать. Поэтому еще раз подчеркну, есть 2 пути развития, которые на 2005 г. мы считаем абсолютно равнозначными. Просто необходимо какой-либо из них принять за основу. Это или приватизация, которую я считаю наиболее эффективной, либо принятие правил игры, которые "по ходу" не будут изменяться. С такой главной задачей "Укртелеком" намерен достучаться до нового правительства.

- Как изменятся рыночные приоритеты компании в наступившем году?

- Самое главное из достигнутого в 2004 г. - это попытка отойти от введения новых телефонных номеров просто "от достигнутого", как это раньше нам планировали. В этом году мы очень большой акцент сделали на небольших точечных проектах, гарантировано окупаемых. Каждая областная дирекция защитила свой бизнес-план, состоящий из проектов с достаточной степенью детализации, вплоть до 10 тыс. номеров. И по каждому из них мы четко знаем, что, например, этот окупится через год, этот - через 2 или 3, этот не окупится никогда, поскольку принадлежит к нашей социальной сфере. То есть это уже не валовое строительство, а детализация каждого проекта с указанными сроками окупаемости.

Такое новшество впервые было применено при формировании годового бизнес-плана. Мы хотим, чтобы каждый директор филиала четко знал не то, сколько он построит, а то, сколько и когда заработает на построенном. Это одна из главных особенностей бизнес-плана.

Второе - это концентрация на новых услугах, потому что наш телефонный трафик от местных сетей не растет так сильно, как раньше. От услуг международной и междугородней связи мы просто теряем.

- Почему так происходит?

- Причина в следующем. Развитие местной сети - очень капиталоемкое дело, и другие операторы туда идут с трудом, следовательно, у "Укртелекома" не так много конкурентов. В то же время при предоставлении услуг междугородней связи гораздо легче собирать и гонять по Украине трафик - если сравнивать с сегментом местной связи, - а в международной сфере еще легче. В Украине укоренился перевернутый подход к рынку. В соответствии с ним самой прибыльной является международная связь. В связи с либерализацией рынка де-факто - де-юре ее не произошло - с очень небольшими затратами можно стать международным оператором IP-услуг, где самая высокая прибыль. С немного большими затратами можно стать оператором междугородней связи - прибыль достаточно высокая, но необходимы огромные затраты на строительство местной сети. При этом тариф на местную связь установлен ниже себестоимости, исходя из того, что люди, мол, не могут платить больше определенной суммы. Поэтому местная связь будет крос-финансироваться за счет сверхдоходных услуг международной и междугородней связи.

Сейчас получается следующее. Местный тариф ниже себестоимости, доходы от междугородней и международной связи постоянно падают. Это происходит потому, что на рынке нет нормального регулятора, не определена стратегия развития отрасли в целом. Как следствие, "Укртелеком" недополучает значительную часть прибыли.

- Какие действия для выхода из сложившейся ситуации будет предпринимать "Укртелеком"?

- Мы выходим с предложением к правительству пересмотреть тариф на местную связь в сторону его увеличения на 10-20%. Это касается только местной связи, в то же время мы готовы понизить тарифы на международную связь. Основным аргументом для нас является наличие огромной местной сети (более 9 млн. абонентов), требующей значительных затрат на ее поддержание в работоспособном состоянии.

Тариф на местную связь является для нас жизненно важным. Мы хотим в 2005 г. по местной связи "выйти на ноль", если же удастся заложить минимальную рентабельность, не более 5%, - это уже станет для нас большой победой.

Параллельно максимальные усилия будут сосредоточены на том, чтобы как можно большему количеству наших абонентов предоставить широкополосный высокоскоростной доступ к Интернету.

- Расскажите поподробнее о планах "Укртелекома" в данном направлении?

- На базе DSL-технологий (от англ. digital subscriber line) мы хотим преобразовать обыкновенную телефонную "пару" в линию, которая "понесет" IP-трафик и, в соответствии с этим, голос, видео, данные. Наша цель - это существующие 9 млн. абонентов "Укртелекома". Если же "Укртелеком" останется только со своей голосовой телефонией, то он неизбежно потеряет рынок.

Еще одной главной задачей для нас на 2005 г. является завершение строительства мощнейшей первичной сети, первый этап которого уже закончен. Вот тогда мы получим поистине неисчерпаемую полосу пропускания, которая позволит предоставлять интернет-доступ самого высокого качества, и при этом будет иметь большие возможности по наращиванию.

- Как и где "Укртелеком" будет искать источники финансирования?

- Одной из важнейших целей на 2005 г. станет привлечение долгосрочного финансирования сроком не менее 3 лет под "европейские" проценты (LIBOR 1,5-2%) для высококлассных предприятий, каким и является "Укртелеком". Для нас это жизненно важно, потому что "Укртелеком" каждый год строил инвестиционную программу с очень большим дефицитом. В 2004 г. он составил порядка 1 млрд. грн., а на 2005 г. предполагается около 1,6 млрд. грн. Этот дефицит покрывался за счет оборотных средств - чего не должно быть вообще - и за счет краткосрочных овердрафтов. То есть мы постоянно занимали деньги, затем получали платежи от наших абонентов и гасили долги, потом опять занимали.

Такая ситуация не должна продолжаться. Выплата зарплат - "священная корова", все 120 тыс. сотрудников всегда получали зарплату вовремя. Однако при этом всегда страдали поставщики. Мы заканчиваем 2004 г. с задолженностью порядка 400 млн. грн., которая переходит на следующий год. То есть "Укртелеком" всегда жил с задолженностью по краткосрочным кредитам (речь идет о 30-дневных овердрафтах).

Такая ситуация для телекоммуникационной компании абсолютно ненормальна. В Украине мы столкнулись с тем, что здесь нет финансовых учреждений, которые могли бы давать дешевые долгосрочные кредиты таким компаниям, как "Укртелеком", ведь у нашей компании оборот больше, чем у любого банка. Синдицированные кредиты тоже в нашей стране не практикуются. Плюс ко всему банки не хотят отдавать кредиты под такой низкий процент, потому что на рынке можно продать деньги гораздо дороже.

- Можете ли вы назвать какие-либо параметры желаемого займа, то есть, кто, сколько и на каких условиях предоставит кредит "Укртелекому"?

Об этом говорить пока рано. Мы шесть месяцев проводили достаточно серьезную работу с западными банками и надеемся, что в 2005 г. дефицит средств для инвестирования сможем покрыть стандартными, принятыми во всем мире механизмами - это долгосрочное заимствование на международных рынках.

Дефицит инвестиционной программы 2005 г. составляет 1,6 млрд. грн., плюс то, что перешло с прошлого года - 400 млн. грн. Сложив эти две суммы, мы и получим желаемый размер кредита. Нам деньги дают с удовольствием, потому что мы высококлассный потребитель этих средств и риски почти нулевые. А платить по 16-18% за кредиты я считаю огромным расточительством.

У нас есть уже предварительные договоренности с банками. То есть, речь идет о займе порядка $400 млн. сроком от трех до пяти лет. Это тот дефицит, который мы будем стараться покрыть.

Некоторые цифры "Укртелекома"

В 2004 г. ЗАО "Укртелеком" и принадлежащее ему на 100% ДП "Утел" совместно предоставили услуг связи приблизительно на сумму 8,6 млрд. грн. Чистая прибыль компании (учитывая выплаченные дивиденды ДП "Утел") составила 896 млн. грн. Объем капитализации составил 1,8 млрд. грн., что на 17% превышает аналогичный показатель за 2003 г.

"Укртелеком" за прошедший год установил 470 тыс. телефонов (в 2003 г. - 453,5 тыс.), в результате абонентская база предприятия достигла 9,3 млн. телефонов, из них 1,4 млн. установлены в сельской местности. Таким образом, на 100 жителей приходится 22,8 телефона, а расчете на 100 семей плотность достигла 50 единиц.

По сравнению с 2003 г. годом, доходы предприятия от предоставления новых услуг в прошлом году увеличились в1,5 раза и достигли 318 млн. грн. Львиная часть из этих доходов приходится на услуги интернет-доступа, которыми пользуется 220 тыс. абонентов "Укртелекома", количество которых за год выросло в 1,7 раза.