Олег Сальманов, Ведомости
23.09.2009

Рынок IT-услуг в России вырос в прошлом году на 18,7%, подсчитала аналитическая компания IDC.

Российский рынок IT-услуг становится менее фрагментированным, говорится в отчете IDC (имеется в распоряжении "Ведомостей"). Если в 2007 г. пятерка ведущих его участников занимала 27,5% рынка, то в 2008 г. - уже 30%. Возглавила список IBS Group (6,6% рынка), следом за ней расположились "Техносерв", "Крок", "Ланит" и "Компьюлинк", вошедший в пятерку вместо покинувшей ее "Оптимы". В расчетах учитывалась и зарубежная выручка компаний. А по доходам от операций в России лидером оказался "Крок" ($355,05 млн). Среди заказчиков Luxoft ("дочка" IBS Group) много зарубежных клиентов - таких как Boeing, Deutsche Bank и IBM, объясняет представитель IBS Лада Щербакова.

Объем всего российского рынка IT-услуг, по подсчетам IDC, вырос в 2008 г. в долларах на 18,7% до $5,23 млрд. Крупнейшую долю занял сектор системной интеграции (21,1%), на IT-консалтинг и адаптацию ПО пришлось 15,3%, а на разработку софта - 13,3%.

Российские компании теснят иностранных конкурентов: в десятке лидеров по выручке нет ни одной иностранной компании. IDC объясняет это более тесными контактами российских компаний с местными заказчиками, особенно с госорганами и ВПК.

В начале года казалось, что госзаказчики в кризис будут надежнее корпоративных, говорит Щербакова, но и госсектор секвестировал IT-бюджеты, тендеры постоянно откладываются. В 2009 г. IBS не ожидает роста доли госконтрактов в выручке от IT-услуг. Отраслевой срез заказчиков не изменился, говорит гендиректор "Крока" Борис Бобровников, разве что уменьшилась активность банков, а госконтракты по-прежнему занимают 1/5 доходов компании.

Многие заказчики сейчас отказываются от инфраструктурных проектов, требующих существенных затрат, сетует представитель "Техносерва" Андрей Коняев. А растут доходы от услуг, помогающих эффективнее использовать уже накопленные компаниями IT-ресурсы. "Крок", по словам Бобровникова, еще в 2008 г. запустил программу по оптимизации IT-затрат клиентов.