Modernizatsya.ru: Пораскинуть мозгами
21.09.2009
В последние годы среди российских модернизаторов стало модным рассуждать о том, что страна должна перейти от сырьевой экономики к информационной, чуть ли не минуя индустриальную стадию развития. Ко всему, что касается промышленности (как и к опыту стран, ее развивающих), относятся с видимым пренебрежением. Отвечая на вопросы депутатов Государственной думы 16 сентября, первый вице-премьер Игорь Шувалов даже сказал: "А мы что, стремимся к такой экономике, как в Индии и Китае?" (цитата по
Разумеется, мы не Китай. Делать что-либо своими руками мы не желаем - а мозгами, увы, не можем. И примеров тому немало. Удивляет, что самые явные подтверждения информационной импотенции мы наблюдаем там, где инициатива исходит сверху.
Логика развития информационной экономики в том, что она упрощает человеческую деятельность и повышает ее эффективность. "Информатизация" России нацелена на что угодно, только не на это. Рассмотрим наиболее очевидные и известные примеры.
В начале 2006 г. умники из налоговых органов решили ввести Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС), якобы позволяющую контролировать производство и сбыт чуть ли не каждой бутылки алкогольных напитков в стране. На разработку системы некое ФГУП "Научно-технический центр "Атлас", подведомственное ФСБ, потратило более $550 млн бюджетных денег. В июле 2006-го в момент введения системы торговля алкогольной продукцией была парализована на два месяца, что нанесло бизнесу ущерб на $2,5 млрд. За последующие годы на доработку системы потратили еще около $40 млн, а с предпринимателей собрали за ее "использование" в 2006-2008 гг. не менее 11 млрд руб. Система не работает до сих пор, и президент Дмитрий Медведев задумывается о ее отмене. Почему провалился смелый эксперимент товарищей из ФСБ? Прежде всего потому, что подобной системы нет ни в одной стране мира - и не из-за сложности внедрения, а из-за отсутствия необходимости в ней. Оказывается, достаточно просто печатать акцизные марки, наклеивая их на горлышко бутылки, а не на ее бок, и четко следить за их оплатой, чтобы проблем не было. И, кстати, устанавливать вменяемые налоги на алкогольную продукцию, которые выгоднее платить, чем избегать (во Франции, например, акциз на вино составляет 0,03 евро за 1 л, в России - 25,6 руб. (0,6 евро) (cм.:
Чуть раньше другие "информатизаторы" из Министерства связи и информатизации и Федеральной миграционной службы занялись введением в стране биометрических паспортов. В 2005-2007 гг. в рамках программы было освоено почти 8 млрд руб., причем в основном без конкурсов и тендеров, и полученный результат практически такой же, как в первом случае. Формально биопаспорта выдают в России с 2006 г., но приблизительно так же, как работает ЕГАИС. В чипах, присутствующих в данных паспортах, отражена лишь информация, записанная на его основной странице, тогда как в большинстве стран мира под биометрическими данными понимают (и совершенно справедливо) сканированные отпечатки пальцев и сетчатки глаза, что позволяет безошибочно идентифицировать их владельцев и легко обмениваться информацией между спецслужбами всего мира. Предполагается, что к 2015 г. банк данных по обладателям таких паспортов по всему миру превысит 1 млрд человек. Если в России процессом внедрения документа продолжит заниматься ФГУП "Научно-исследовательский институт "Восход", россиян в этих списках наверняка не будет.
А впереди у нас еще более светлое информационное будущее. В нем есть место и установке системы "Глонасс" на каждый новый производимый на "АвтоВАЗе" автомобиль, и даже "электронное правительство". Будет ли все это работать? Конечно, нет, причем как минимум по трем причинам. Во-первых, в России нет тех технологий, наличием которых по привычке хвалятся наши чиновники. Во-вторых, истинной целью подобной "информатизации" является банальный распил денег, выделяемых на соответствующие цели, что не предполагает реального решения проблем. И наконец, в-третьих, сами задачи очень часто выглядят надуманными и требуют от нас стать чуть ли не "информационным лидером" в мире, где информатизация развивается под воздействием спроса потребителей, а не начальственных причуд. В иной же ситуации может проявиться лишь та информационная импотенция, которая так хорошо заметна в России.