Кризис готов к услугам
30.04.2009
Российский IT-рынок сократился в I квартале на 18%, подсчитала Лига независимых экспертов в области IТ (ЛИНЭКС). Сильнее всех упал сегмент оборудования, а сегмент услуг, наоборот, вырос.
Исследование ЛИНЭКС составлено на основе опроса 1870 IT-компаний с годовой выручкой более $1 млн. Объем рынка в I квартале составил 87,8 млрд руб., что на 18% меньше, чем в I квартале прошлого года. Сегмент компьютерного оборудования упал на 37% (на 10% хуже прогноза), составив 35,3 млрд руб. Зато сегменты сетевого оборудования и программного обеспечения упали меньше, чем ожидалось, - на 6% до 12,1 млрд руб. и на 3% до 13,8 млрд руб. при прогнозе 26% и 13% соответственно. А сегмент IТ-услуг даже вырос на 13% до 26,6 млрд руб., хотя ожидалось его падение на 9%.
Совокупная выручка независимых производителей компьютерного оборудования, по оценкам ЛИНЭКС, упала за квартал на 34%, дистрибуторов - на 27%, многопрофильных IT-компаний - на 15%. У независимых производителей ПО совокупная выручка немного выросла - на 1%.
Сборщик компьютеров K-Systems прогнозировал на этот год падение своего сегмента на 40-50%, напоминает гендиректор компании Эдуард Воронецкий. С оценками ЛИНЭКС согласен и вице-президент конкурента K-Systems - Kraftway - Ренат Юсупов. Но он надеется, что после утверждения федерального и региональных бюджетов на рынке начнется оживление. Сегмент компьютерного оборудования пострадал сильнее всего, так как из-за кризиса заморозились процессы создания новых рабочих мест и открытия новых филиалов, а также перестали выдаваться кредиты на закупку техники, отмечает гендиректор "Армады" Алексей Кузовкин.
В кризис компании традиционно стараются максимально эффективно использовать имеющуюся у них инфраструктуру, объясняет рост оборота IT-услуг эксперт ЛИНЭКС Василий Буров, такая же тенденция прослеживалась и в 1998 г. К тому же, как предполагает Буров, из-за трудностей с получением кредитов компании стали рассчитываться за оказанные им услуги не в конце года, а поквартально. Траты на IТ-услуги сократить непросто, так как необходимо осуществлять поддержку уже реализованных проектов, добавляет Кузовкин из "Армады". Впрочем, гендиректор группы компаний "Компьюлинк" Михаил Лящ сомневается в том, что затраты на IТ-услуги могли вырасти: у крупных компаний - заказчиков "Компьюлинка" произошло сокращение бюджетов в 2-4 раза, так что денег не хватает даже на поддержку.