РБК DAILY
26.12.2008

Оборот Softline в 2008 году по прогнозам может вырасти на 30-40% и превысить 380 млн долл. О том, как отразился финансовый кризис на дистрибуции софта, о зарубежной экспансии и планах на будущее в интервью корреспонденту РБК daily Александру Дементьеву рассказал председатель совета директоров Softline Игорь Боровиков.

Компания Softline работает на рынке с 1993 года. Основная сфера деятельности - продажа программного обеспечения. Также Sofline занимается ИТ-консалтингом и обучением. Оборот компании в 2007 году составил 292 млн долл., превысив в три раза показатели 2006 года. Штат компании - более 1 тыс. сотрудников. У компании работает 50 представительств в России, СНГ, Монголии и Турции.

- Как на бизнесе Softline отразился финансовый кризис? Корректируете ли вы свои прогнозы по финансовым показателям?

- В первую очередь кризис влияет на наших клиентов, которые заказывают меньше ИТ-услуг и программного обеспечения. И если до кризиса мы показывали рост выручки 70-80%, то сейчас начиная с сентября мы наблюдаем замедление темпов роста, но, несмотря на влияние кризиса, 2008 год планируем завершить лучше рынка в целом с ростом более 20%.

По нашим ощущениям, самые сложные времена для ИТ-рынка будут в первом-втором кварталах 2009 года - в это время мы почувствуем наибольшее замедление. В этот период мы закладываем замедление уровня продаж на 30-40% по сравнению с уровнем 2008 года. Исторически мы компания, которая работает на собственных оборотных средствах, и уделяем большое внимание контролю дебиторской задолженности; таким образом, вопросы, связанные со сложностью кредитования, нас не затронули.

- Какова динамика рентабельности вашего бизнеса?

- Уровень валовой маржи в продажах вырос. Что же касается рентабельности по EBITDA - она не растет в связи с тем, что мы инвестировали в развитие в 2008 году, тем не менее этот показатель остается на высоком уровне для нашей сферы бизнеса. Рентабельность по EBITDA не изменилась, оставшись на уровне 5%. Мы оцениваем свою долю в России на уровне 25-30%, и этот показатель растет.

- Как вы планируете увеличивать рентабельность?

- Мы планируем углублять наш бизнес в сторону обучения, консалтинга, которые являются более маржинальными направлениями. При этом нам интересны услуги в области аутсорсинга, ИТ-безопасности, виртуализации. Но в большей степени кризис сказывается именно на ИТ-услугах: затраты на основные решения, например по безопасности, клиенты сокращать не могут, а на обучение затраты режутся легко.

- Каковы первые итоги работы Softline на зарубежных рынках и каковы дальнейшие планы по экспансии?

- В Монголии за год мы вышли на окупаемость и завоевали неплохие позиции в этой стране. Главное, что к нам пришло понимание, что в России мы научились делать бизнес, который легко масштабируется и на другие страны.

В первую очередь нам выгодно выходить в страны с высоким уровнем пиратства и стабильным финансовым положением. К ним относятся Иран, Вьетнам и Венесуэла. До середины следующего года мы надеемся выйти в эти страны. Страны с уровнем пиратства 20-30% нам не очень интересны - рынок там уже поделен. В наших планах - получение до 50% дохода вне России до 2012 года.

- Каковы инвестиции Softline в 2008 году? Какова структура инвестиций и планы на 2009 год?

- Основные направления инвестиций - экспансия и интернет-проекты. Суммарный объем инвестиций в эти направления в этом году - 5-6 млн долл. Мы видим отличную отдачу от этих проектов и уверенно занимаем лидирующие позиции в некоторых нишах Всемирной сети. На 2009 год мы пока придерживаемся такого же плана.

На текущий момент мы не планируем ни увеличения штата, ни его сокращения. Более того, мы будем увеличивать число сотрудников, задействованных в продажах, за счет сокращения во вспомогательных подразделениях. Сейчас много интересных ИТ-кадров, мы предлагаем людям зарплаты на уровне на 20-30% ниже докризисных, и сейчас люди готовы работать за такие деньги. До кризиса рост зарплат был неадекватен производительности труда.

- Планирует ли Softline самостоятельно заняться разработкой софта?

- У нас есть план по выходу на рынок разработки софта. Но это будет в формате инвестиций, возможно с помощью венчурного инвестирования, - нас интересуют коллективы с интересными разработками. О каких-то инициативах, я надеюсь, мы сможем рассказать уже в первой половине 2009 года.

- Рассматриваете ли вы возможность привлечения инвесторов в капитал компании?

- У нас остался стратегический план выйти на IPO до 2012 года, и мы продолжаем целенаправленно двигаться в сторону создания публичной, прозрачной компании. Такая форма привлечения капитала будет востребованной и через два-три года. Кризис уляжется, а инвесторам все равно надо искать активы, чтобы вкладывать средства. Сейчас мы видим много предложений и выберем одного из инвесторов на этапе pre-IPO.

- Рассматриваете ли вы возможность поглощений?

- Перед IPO мы планируем вкладывать привлеченные от инвестора деньги в сделки по слияниям и поглощениям. Нам интересны нишевые компании, лидирующие на своих рынках. Цены сейчас стали интересные - можно купить бизнес довольно дешево. Сейчас мы ведем переговоры с рядом ИТ-компаний. Суммы, фигурирующие в переговорах с ИТ-компаниями, упали в среднем в два-три раза. При этом мы рассматриваем варианты не только покупок, но и слияний путем обмена акциями.