Российским компаниям найдется место на армянском рынке

Об этом рассказал цифровой атташе торгового представительства России в Армении Алексей Ордин на специализированном дне "Российский ИТ-бизнес в контексте отраслевого и налогового регулирования", прошедшем в рамках Российского налогового конгресса 13 апреля. По его словам, российским ИТ-компаниям есть что предложить рынку Республики Армения в таких отраслях, как тяжелая и легкая промышленности, энергетика, сельское хозяйство и кибербезопасность, в рамках существующих в стране программ цифровизации и цифровой трансформации до 2030 г.
Алексей Ордин отметил, что в отраслях тяжелого машиностроения и энергетики к 2026 г. вырастет спрос на технологии искусственного интеллекта и блокчейна. А в легкой промышленности к ним добавится спрос еще и на машинное обучение для оптимизации процессов, технологий виртуальной и дополненной реальностей и спрос на создание роботизированных линий производства.
"В 2024 г. объем инвестиций в цифровизацию легкой промышленности в Армении превысил $70 млн, но по данным Статистического комитета Армении, в 2026 г. этот показатель вырастет до $100 млн или даже 120 млн. Что свидетельствует о том, что тут можно найти заказчика на продукт", - отметил он.
Отдельного упоминания со стороны цифрового атташе заслужил аграрно-промышленный комплекс, составляющий более 31% экономики страны. По его оценкам, объем инвестиций в цифровизацию армянского АПК в 2026 г. составит $300 млн, а рост предприятий и агрохолдингов может достигнуть 40%. Здесь большой потенциал у российских ERP-систем, программного обеспечения, аналитики, ИТ-платформ и т.д. Помимо них большой потенциал есть у беспилотной авиации и интернета вещей.
Для армянской космической программы, чьи ключевые направления - малые спутники, дистанционное зондирование Земли и модернизация станций наземного контроля, российские компании могут предложить компоненты для спутников, системы управления данными, технологии наземного контроля, искусственного интеллекта и интернета вещей для космических операций.
Наконец в отрасли кибербезопасности как частные компании, преимущественно из банковского сектора, так и госструктуры Республики Армения заинтересованы в отечественных ИТ-продуктах.
"Армения - динамично развивающаяся страна, ее государственный язык - армянский, и российским компаниям важно это учитывать. Мы отметили рост продаж у компаний, кто последовал совету и перевел интерфейсы на армянский язык. Их продукты рекомендовал к внедрению один из регуляторов, ответственных за цифровизацию, - Центральный банк Армении. В способности российских компаний кастомизировать продукт в соответствии с пожеланиями заказчика кроется большое конкурентное преимущество по сравнению с западными ИТ-разработчиками, пытающимися продать решение "из коробки", - заявил Алексей Ордин.
В 2024 г. рост ВВП Армении составил 6%, при этом более 31% экономики страны - сельское хозяйство, еще 20% - промышленность, а остальное приходится на транспорт, строительство, ИТ-сектор и др. В Республике Армения существует две стратегии цифровизации: программа правительства до 2026 г. и стратегия цифровой трансформации до 2030 г. "Цифровая повестка дня Армении 2030". Главная цель программ - сделать страну конкурентоспособной на международном уровне, перевести все госуправление и госуслуги в электронный вид, внедрить информационно-коммуникационные технологии в частный сектор, поддержать и развить цифровые навыки населения. Курируют эти программы правительство Армении, Министерство экономики и Министерство высокотехнологической промышленности.
"Помимо стратегии цифровизации, мы рекомендуем российским компаниям ознакомиться с тремя документами. Первый - закон Республики Армения от 15 января 2005 г. №3Р-40 "Об электронном документе и электронной цифровой подписи", он важен потому, что, по закону Армении, 100% торгов должны проходить в электронном виде. Второй - закон №3Р-49 "О защите персональных данных", это фундаментальный закон который надо знать, прежде чем продвигать продукт. В нем много общего с российским аналогом, но есть целый ряд фундаментальных отличий. Третий закон - №3Р-135 "О валютном регулировании и валютном контроле". Несмотря на то, что сделки проходят либо в рублях, либо в драмах, некоторые компании предпочитают другие валюты", - сказал Алексей Ордин.
При этом на армянском ИТ-рынке, объемом в $2 млрд, российским компаниями придется конкурировать с западными ИТ-вендорами и их продуктами. "Мы рекомендуем российским компаниям вести работу с дистрибьюторами, местными системными интеграторами и создавать представительства, совместные компании с армянской стороной. Мы видим, что отечественные продукты пользуются спросом. В одной только отрасли кибербезопасности доля российских решений выросла с 28% до 35% за 2023-2024 гг. В Армении существует поддержка цифровизации на государственном уровне, стабильная кадровая база и образовательные инициативы, совместных российско-армянских образовательных проектов больше 10. Наконец очень важен комплексный подход: комплексные системы продаются лучше, чем единичный продукт", - заключил Алексей Ордин.
