Новые санкции против нефтегазовой отрасли

В минувший понедельник, 24 февраля, Еврокомиссия расширила список программного обеспечения, запрещенного к продаже российским нефтяным и газовым компаниям. Список, состоящий из систем ERP (планирование ресурсов предприятия), CRM (система управления взаимоотношениями с клиентами), BI (Buisiness Intelligence), SCM (система управления цепями поставок), EDW (Enterprise Data Warehouse), CMMS (компьютерная система управления техническим обслуживание), PLM (Product life management) и ПО для управления проектами, пополнился софтом, который может использоваться при геологоразведке запасов нефти и природного газа. Еврокомиссар по вопросам финансовых услуг, союзу сбережений и устойчивых инвестиций Мария Луиш Альбукерке сказала, что ЕС в будущем продолжит принимать "решительные действия для обеспечения полного выполнения существующих санкций и принятия новых по мере необходимости".
Однако ведущий менеджер по развитию бизнеса направления "Нефтегаз" ООО "Рексофт" Андрей Гавриков отметил, что основное ПО в области геологоразведки, используемое российскими компаниями, - продукты американских вендоров, а не европейских. Среди самых известных он назвал Petrel от компании Schlumberger со штаб-квартирой в Техасе, Emerson от компании из Массачусетса AspenTech и Kingdom от нью-йоркской S&P. Он отметил, что разработку такого программного обеспечения могут позволить себе либо компании с серьезной экспертизой, накопленной за долгие годы работы в сфере, либо очень крупные вертикально интегрированные нефтяные компании.
"В России разработку ПО в этом направлении успешно ведут ПАО "НК "Роснефть" (программный комплекс геологического моделирования "РН-Геосим") и ПАО "Газпром Нефть" (GEOmate - система для интерпретации данных сейсморазведки и геологического моделирования). Помимо них, одним из ключевых на внешнем рынке является ООО "ИРМ" ("Интегрированные разработки для моделирования") с программным комплексом tNavigator", - рассказал Андрей Гавриков.
"РН-Геосим" - программный продукт, принадлежащий "Роснефти", входит в линейку РН ("РН-Синтеп", "РН-Вега" и др.). На сайте компании говорится, что это интегрированная платформа для геологического моделирования, которая позволяет создавать полномасштабные геологические модели с использованием высокопроизводительных компьютерных вычислений. Комплекс содержит современные средства визуализации, помогающие геологу-модельеру в работе и отображающие составляющие геологической модели в 1D- (схема корреляции), 2D-проекциях, 3D-виде.
По словам главы комитета иммерсивных технологий Ассоциации разработчиков программных продуктов "Отечественный софт", руководителя по GR компании "Атлантис" Дмитрия Александрова, для российской нефтегазовой отрасли активно разрабатываются решения на базе дополненной (AR), виртуальной (VR) и смешанной (MR) реальностей. Первое используется для диагностики оборудования и инспекционного контроля строительства узлов, авторского надзора и приемки объектов. Второе - позволяет моделировать рабочие процессы, аварийные ситуации и снижать затраты на обучение. Третье - создает цифровые двойники инфраструктуры, интегрируясь с ERP и SCADA.
"Санкции оказали влияние на развитие отрасли, ограничив доступ к западным технологиям, таким как HoloLens от Microsoft и специализированное ПО для промышленных симуляций. Однако это стало стимулом для локализации разработок, появления новых отечественных решений и развития независимой инфраструктуры. Тем не менее активность регуляторов остается низкой: отсутствуют специализированные меры поддержки и стандарты для широкого внедрения AR/VR/MR в нефтегазовой отрасли, что замедляет их масштабирование", - сказал Дмитрий Александров.
"Ограничения на поставку зарубежного программного обеспечения для разведки запасов нефти и газа, безусловно, создают сложности для отрасли, особенно для компаний, которые исторически использовали западные решения. Однако российские предприятия уже несколько лет адаптируются к новым условиям и постепенно переходят на отечественные программные продукты. Большинство крупных игроков отрасли заранее начали работу по замещению критически важного ПО, что позволяет минимизировать риски, связанные с санкциями", - рассказал генеральный директор ООО "ПИТ" (ИT-компания Simpl) Михаил Савиных.
Он отметил, что компания завершила несколько проектов по замещению иностранных систем управления базами данных. По его словам, импортозамещение технологий, заложенных в текущих системах, ведет к необходимости переписать практически всю систему на санкционно независимый стек.
"Системы, которые необходимо импортозаместить, работали стабильно и имеют накопленный успешный пользовательский опыт. При переходе на другой стек переписанное решение проходит весь путь внедрения заново со всеми вытекающими последствиями. Требуется время на отладку, которое пользователи систем не всегда готовы выделять. Замена часто приводит к смене процессов, пользовательского опыта и переобучению пользователей. Переход с привычных удобных систем на новые решения всегда имеет понятное сопротивление пользователей", - рассказал он.
Представители пресс-служб ПАО "Татнефть им. В.Д. Шашина", ПАО "Газпром нефть", ПАО "Лукойл", ПАО "Газпром", ПАО "Новатэк", ПАО "Славнефть-Янос", ООО "Арктик СПГ 2", ОАО "Ямал СПГ" не ответили на вопросы корреспондента ComNews.
Почти одновременно с публикацией 16-го пакета санкций ЕС министр энергетики России Сергей Цивилев рассказал журналистам ТАСС, что многие западные нефтегазовые компании хотят вернуться на российский рынок, но не делают этого, так как опасаются санкций. По его словам, если санкции будут сняты, то огромное количество компаний рванут в Россию. Сергей Цивилев отметил, что из-за возвращения западных компаний Россия не потеряет технологический суверенитет.
