Международный форум "Цифровая транспортация 2024". На фото генеральный директор ПАО "Аэрофлот" Сергей Александровский
ПАО "Аэрофлот" увеличило долю расходов на отечественное ПО с 33% в 2022 г. до 94,8% в 2024 г. Всего на импортозамещение авиакомпания в ближайшие годы потратит около 28 млрд руб. Из них около 10 млрд руб. пойдут на проекты в рамках ИЦК "Авиационный транспорт".
Международный форум "Цифровая транспортация 2024". На фото генеральный директор ПАО "Аэрофлот" Сергей Александровский
© ComNews
25.09.2024

Об импортозамещении в авиационной отрасли на форуме "Цифровая транспортация 2024" высказался генеральный директор ПАО "Аэрофлот" Сергей Александровский.

"В 2022 г., когда нас массово стали отключать от привычных продуктов, доля расходов на отечественное программное обеспечение (ПО) составляла около 33%. "Аэрофлот" тогда активно конкурировал с глобальными перевозчиками. В том числе и поэтому мы были вынуждены использовать международные глобальные решения. Но в последние два года мы увеличили долю расходов на отечественное ПО с 33% до 94,8%. Это колоссальный объем работы, учитывая общее количество ПО, которое мы используем в нашей деятельности", - подчеркнул Сергей Александровский.

Также Сергей Александровский рассказал о затратах компании "Аэрофлот" на импортозамещение: "В ближайшие годы в общей сложности мы потратим на импортозамещение около 28 млрд руб. Из них 10 млрд руб. пойдут на создание продуктов в рамках индустриального центра компетенций (ИЦК), которые будут доступны в том числе для других авиаперевозчиков и всей авиационной отрасли".

Представитель пресс-службы российской авиакомпании Smartavia рассказал, как проходит импортозамещение у них: "Авиакомпания активно занимается импортозамещением в области информационных технологий. В ИТ-инфраструктуре компании мы заменили сервера на оборудование отечественного производства, провели замену некоторых производственных и коммерческих информационных систем. В плане на 2025 г. - продолжение этого курса в части ПО, включая операционные системы и прикладные производственные системы".

Ведущий юрист ООО "Атом безопасность" (бренд Staffcop, входит в ГК "СКБ Контур") Ольга Попова уверена, что отрасли необходимо переходить на отечественное ПО: "Авиаотрасль - это не просто отрасль, а стратегически важная часть российской экономики, ее транспортная артерия. Полный переход на отечественное ПО для авиации является необходимостью с точки зрения безопасности и суверенитета. Важно понимать, что авиация относится к критически важным инфраструктурным объектам. Использование иностранного ПО в этой сфере создает риски зависимости от других стран и потенциальные угрозы безопасности. Переход на отечественное ПО гарантирует независимость и защиту информационной безопасности отрасли".

Разработчики отечественного ПО также отмечают большой интерес со стороны партнеров из авиаотрасли. "Orion soft как разработчик инфраструктурного ПО сотрудничает с несколькими представителями авиаотрасли. Среди них две авиакомпании, два аэропорта, в том числе один из крупнейших столичных, компания-организатор трансфера для пассажиров в аэропорты. Все они выполняют задачу импортозамещения иностранной платформы виртуализации VMware. Мы видим, что таким заказчикам важно соблюдать сроки, установленные регуляторами - проекты по миграции их инфраструктуры на российскую платформу виртуализации по плану должны быть завершены до конца 2024 г.", - отметил управляющий директор компании-разработчика отечественного ПО Orion soft Евгений Шишков.

Заместитель директора и соучредитель компании-разработчика ПО Vinteo Дмитрий Серый рассказал о поставках решений авиакомпаниям: "Наша компания как разработчик ВКС-решений (видеоконференцсвязь) сотрудничает с заказчиками из авиаотрасли. Например, в ситуациях, требующих срочного реагирования, ВКС может стать критически важным инструментом для координации действий между различными подразделениями и ведомствами. Решение должно как обеспечивать качество видеосвязи уровня telepresence, работать даже на нестабильных каналах связи, так и быть надежно защищенным от внешних ИТ-угроз, с возможностью полного административного контроля серверов".

Директор департамента транспорта и логистики "Рексофт" Александр Семенов поведал о сотрудничестве с аэропортами: "У "Рексофт" есть решения по автоматизации аэропортовой деятельности в области обработки багажа. В настоящее время "Рексофт" работает более чем с 20 аэропортами, в том числе с такими лидерами авиаперевозок, как "Домодедово", "Пулково", "Шереметьево". В 2023 г. это направление принесло нам около 10% общей выручки группы. Разработки "Рексофт" стали первыми решениями импортонезависимых систем обработки багажа (СОБ). В частности, знаковыми стали проекты модернизации СОБ в новом международном терминале аэропорта "Домодедово", проект по запуску терминала D аэропорта "Шереметьево", проекты для аэропорта "Пулково".

Операционный директор российского разработчика программного комплекса "Стахановец" Александр Канатов отметил, что переход на отечественное ПО нужен отрасли с точки зрения безопасности: "В июле 2024 г. в работе Windows произошел глобальный сбой, который привел к приостановке полетов по всему миру. К счастью, наши аэропорты в таком случае могли перейти на российскую систему регистрации "Астра". Эта ситуация подчеркивает, насколько весь мир зависит от одного глобального игрока и как важно нам развивать импортозамещение и цифровой суверенитет. На кону стоит не только бесперебойная работа авиаперевозок, но и безопасность личной информации".

С этим тезисом согласен и управляющий директор ROBIN компании SL Soft (ГК Softline) Павел Борченко: "Технологическая независимость национальных авиаперевозчиков - это важная государственная задача. Сохранение западных решений при отсутствии вендорской поддержки приводит к повышению рисков отказа или нештатной работы прикладных систем. Кроме того, исключается возможность развития и масштабирования решений. Поэтому для авиаотрасли критически важно иметь независимую ИТ-инфраструктуру и отечественное ПО, на которые нельзя будет оказывать негативные воздействие извне".

Новости из связанных рубрик