Photo by Anton Repponen on Unsplash
Выручка Yandex Cloud в 2023 г. достигла 13,3 млрд руб. Это почти в два раза больше, чем в 2022 г. При этом темпы роста облачной платформы вдвое превысили рост рынка облачных услуг в России.
© ComNews
20.03.2024

Облачная платформа Yandex Cloud российской транснациональной компании в отрасли ИТ ООО "Яндекс" опубликовала финансовые итоги за 2023 г. Выручка платформы составила 13,3 млрд руб. Это в 1,7 раза выше, чем в 2022 г. При этом прирост рынка облачных инфраструктурных сервисов в России в 2023 г. оказался ниже. По оценкам консалтингового агентства iKS-Consulting, рынок в 2023 г. вырос по сравнению с 2022 г. всего на 33,9% и составил 121 млрд руб.

https://www.comnews.ru/content/231776/2024-02-28/2024-w09/1008/rynok-oblachnykh-uslug-rossii-vyros-za-2023-g-tret

Аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов объяснил, с чем связано увеличение выручки платформы: "Стремительный рост выручки Yandex Cloud в 1,7 раза в 2023 г. спровоцирован двумя факторами. Во-первых, уход из России иностранных высокотехнологичных компаний вынуждает российских пользователей искать альтернативы среди отечественных решений, особенно это касается бизнес-сообщества. Совсем недавно Microsoft объявила о прекращении работы облака для российских пользователей, поэтому приток клиентов в Yandex Cloud должен продолжаться. Во-вторых, сработал эффект низкой базы 2022 г.".

Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын также уверен, что выручка российских сервисов растет благодаря импортозамещению: "Дальновидные компании уже давно адаптировали цифровую трансформацию к геополитическим реалиям. Если оказаться во власти облачного провайдера, то хотя бы такого, которого не заставят отключить тебе сервис. Кроме того, облако - это уже не столько хостинг, сколько экосистема сервисов. Без сотен и даже тысяч серверов сегодняшний искусственный интеллект (ИИ) - популярная сказка, но не рабочий инструмент для бизнеса. Кроме того, вообще выгоднее приобретать платформенные решения у провайдера облачных сервисов и ИИ. Так хотя бы проще будет найти специалистов, умеющих работать с популярной платформой, чем с доморощенным, пусть даже очень эффективным решением".

На клиентов из крупного и среднего бизнеса приходится 85% выручки Yandex Cloud. Лидерами по объему использования облачных технологий стали ретейл, ИТ-компании, банки и финтех. Из остальных отраслей наибольшую динамику использования облачных сервисов показывают промышленность и медиа.

Выручка сервисов платформы данных, безопасности и машинного обучения увеличилась в 1,7 раза, в 2,5 раза и в 1,6 раза соответственно. Одним из перспективных направлений Yandex Cloud видит развитие генеративных нейросетей (LLM).

Также в 2023 г. Yandex Cloud инвестировала в направление безопасности 820 млн руб. Облачную платформу дополнили три новых сервиса: Yandex Lockbox для хранения секретов, сканер уязвимостей Vulnerability Scanner и Smart Web Security для безопасной работы в облаке и защиты веб-приложений от DDoS-атак.

На рынке IaaS, по данным iKS-Consulting, Yandex Cloud занимает лишь пятое место с показателем 6,6% от общей выручки рынка. Платформу опережают "Ростелеком-ЦОД" (27,1%), Cloud.ru (ООО "Облачные технологии", 19%), Selectel (8,5%), МТС (6,7%). При этом на рынке PaaS Yandex Cloud заняла уверенное второе место с показателем 25%, пропустив вперед Cloud.ru (35,4%). Третье место занял "Ростелеком-ЦОД" (7,3%).

Аналитик инвестиционной компании "Велес Капитал" Артем Михайлин предположил, что выручка платформы продолжит рост: "Облачные сервисы в целом являются крайне востребованным направлением, и рынок постоянно расширяется. В России на фоне ухода западных вендоров появилась дополнительная необходимость в замене их решений, и, соответственно, повысился спрос на отечественные сервисы. "Яндекс", на наш взгляд, готов инвестировать крупные средства в перспективные направления, так что компания может нарастить вложения, если почувствует необходимость. Мы ожидаем, что облачные сервисы "Яндекса" в 2024 г. продемонстрируют рост выручки на десятки процентов".

Леонид Делицын дал более позитивный прогноз: "Я думаю, что темпы роста сохранятся на уровне 1,7 еще год-два. Отключение сервисов Amazon и Microsoft заставит бизнес мыслить по-новому. К тому же российские рекламодатели давно привычны к сервисам контекстной рекламы от "Яндекса" - так же бизнес привыкнет и к его облачной платформе".

Похожий прогноз дает и Владимир Чернов: "Мы считаем, что финансовые показатели Yandex Cloud в 2024 г. продолжат рост двузначными темпами, а выручка компании по итогам года может приблизиться к 20 млрд руб.".

Новости из связанных рубрик