Полное импортозамещение зарубежного ПО будет лишь частичным
Такие данные на пресс-конференции "Руссофт" в Москве привел исполнительный директор российской компании - разработчика программного обеспечения (ПО) Naumen Игорь Кириченко. По его словам, российские компании вступят в завершающий этап импортозамещения в 2024-2025 гг.
"2024-2025 гг. станут завершающим этапом, несмотря на то что активное импортозамещение началось и проявилось в полной мере только в 2023 г. Есть временная рамка в виде указа президента об импортозамещении на объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ) до 1 января 2025 г. Хотя, судя по динамике, сроки будут немного сдвинуты. Также есть директивы по стратегическим компаниям с госучастием, которые обновило Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций в январе 2024 г. Там есть конкретные параметры, которые показывают на 2025-2026 гг. (по замене операционных систем в 2025 г. и систем управления базами данных - в 2026 г). Но специалисты рынка понимают, что нельзя просто заменить ОС СУБД, но оставить старый прикладной софт. Это и простимулирует замену практически всего ландшафта. Такими темпами за год-два страна закончит импортозамещение. В некоторых отраслях, например видео-конференц-связь (ВКС), импортозамещение может закончиться уже и в 2024 г.", - рассказал Игорь Кириченко.
Независимый эксперт по рынкам ИТ и телеком Вадим Плесский считает такой прогноз слишком оптимистичным: "Во многих компаниях процесс еще не начался. Статистика сервиса "Яндекс.Радар" по долям ОС для настольных компьютеров говорит нам, что Windows используется в 93,8% случаев, MacOS - 3,8%, остальные ОС - 2,4%. В 2023 г. доля "остальных ОС" (куда входят различные дистрибутивы Linux, в том числе разные варианты российских ОС) составляла 1,97%, а доля Windows - 93,94%. Если оценить число рабочих мест в государственных компаниях и корпорациях, а также федеральных и муниципальных учреждениях, то в 40% от общего числа рабочих мест в России продолжают работать с Windows. Поэтому в наилучшем сценарии процесс миграции рабочих мест на российские ОС займет от трех до пяти лет".
Генеральный директор АНО "Национальный центр компетенций по информационным системам управления холдингом" (НЦК ИСУ) Кирилл Семион также сомневается в полном импортозамещении: "По объектам КИИ импортозамещение, скорее всего, будет завершено к 2025 г. Но по полному спектру ПО - маловероятно, особенно для крупных компаний. В них проекты импортозамещения очень ресурсозатратны. Если говорить об ИТ-отрасли как потребителе, то тут проще. Действительно, на рынке есть отечественные решения высокого уровня, которые закрывают специфичные внутренние процессы. Если речь о них, то срок до 2025 г. хотя и амбициозный, но вполне реальный".
Руководитель направления "Программное обеспечение" системного интегратора X-Com Николай Фатнев также уверен, что говорить о полном импортозамещении пока преждевременно: "Импортозамещение ПО, действительно, идет стахановскими темпами. Наибольшие успехи в этом традиционно демонстрируют предприятия и учреждения госсектора. Бизнес стремится следовать их примеру, до сих пор заметно уступая в динамике. Однако российские компании все еще продолжают использовать множество решений, достойные отечественные аналоги которым отсутствуют по сей день. А качество и функционал имеющихся российских разработок, несмотря на прогресс последних лет, пока недотягивает до зарубежных конкурентов. Поэтому говорить о полном их замещении в горизонте ближайших двух лет крайне преждевременно".
Заместитель технического директора по комплексным проектам системного интегратора STEP LOGIC Андрей Кондратьев считает, что к 2025 г. полное импортозамещение может быть лишь в нескольких сферах: "Прежде всего это решения в области информационной безопасности (ИБ) и ВКС в силу их специфики. Многие продукты этих направлений являются облачными или обновляемыми по подписке, поэтому после введения санкций иностранные решения просто перестали функционировать. К тому же в этих областях у отечественных разработчиков были неплохие наработки, особенно в области ИБ. Если же говорить о компаниях, не являющихся субъектами КИИ и не имеющих госучастия, то у них вопрос импортозамещения поднимается в основном только в части ИБ. Большинство коммерческих компаний не планируют импортозамещение офисных продуктов".
Генеральный директор компании, разрабатывающей системы мониторинга промышленного оборудования, "Энкост" Владимир Зайцев выделил импортозамещение ПО на объектах КИИ как наиболее вероятный вариант импортозамещения к 2025 г.: "Сложно представить, чтобы все россияне отказались от Windows и перешли на российские ОС или, например, перестали использовать Excel. Тот же пример с ВКС: отечественные аналоги Zoom есть, но по факту импортным продуктом все еще пользуется подавляющее большинство бизнесов и физлиц. Если речь идет о замене конкретного ПО на объектах КИИ - это совсем другая история. Конечно, заместить весь ИТ-ландшафт в сжатые сроки будет довольно сложно. Такие комплексные проекты требуют времени и значительных бюджетов. Так, замена ERP на промышленном объекте может занимать до года и больше. Однако объекты КИИ, во-первых, раньше других российских организаций вступили на путь импортозамещения. Во-вторых, текущее законодательство стимулирует их ускорить процесс. Поэтому в перспективе нескольких лет большая часть зарубежного софта на критически важных объектах, вероятно, будет заменена российскими аналогами".
Директор практики "Стратегия трансформации" компании по разработке цифровых решений "Рексофт Консалтинг" Алексей Богомолов объяснил, почему вариант быстрого импортозамещения повсеместно невозможен: "Для дочерних компаний западных промышленных структур, которые ушли из России, основной этап замещения закончится к концу 2024 г. Но таких предприятий немного. Крупные корпорации с государственным участием обязаны перейти на отечественный софт в 2025-2026 гг. Но большинство частных крупных предприятий не спешат проводить замену. Например, тот же SAP в таких организациях штатно функционирует и выполняет привычные задачи. Поэтому здесь идет спокойная проработка вариантов замещения. Более того, без экономического обоснования никто менять работающие системы не будет. На большинстве предприятий идет дискуссия о создании гибридных вариантов архитектуры: в контуре остаются работающие системы, данные из которых впоследствии будут поступать через микросервисные платформы в новые системы, позволяющие получать нужный функционал, аналитику и прочее. У этих предприятий план импортозамещения рассчитан вплоть до 2030 г. с обязательным обоснованием бизнес-эффектов для каждого проекта, замены компонента информационной системы или функционального модуля".
Директор по развитию платформы корпоративных коммуникаций и мобильности eXpress Сергей Артемов поразмышлял о готовности российских продуктов к выходу на зарубежные рынки: "Наши решения пока уступают западным в качестве и функциональности, причем, пожалуй, это относится практически к любому классу ПО, за исключение систем ИБ. Также мы еще не достигли качества поддержки, которое демонстрируют мировые вендоры и к которому все привыкли. А превосходят наши решения новизной. Некоторые западные разработки в какой-то момент застопорились в развитии, слегка закапсулировались. Отечественные продукты толкают бизнес-процесс вперед, они выпускаются прямо сейчас и учитывают все последние веяния ИТ-моды".
Генеральный директор компании - разработчика ПО и мобильных приложений IW Group Александр Шибаев уверен, что для отечественных решений открыты рынки дружественных стран: "Думаю, что ИТ-компании, которые разработают ПО в рамках импортозамещения, не смогут эффективно выйти с ними на европейские и американские рынки и конкурировать с решениями глобальных игроков. Что касается дружественных стран, то здесь у российских производителей хорошие шансы, и туда нужно целиться".
Руководитель продуктового направления системного интегратора в области кибербезопасности Innostage Евгений Федоров уверен, что отечественные продукты готовы к выходу на зарубежные рынки: "Несмотря на множество препятствий, для российских компаний открывается прекрасная возможность выйти на зарубежные рынки в ближайшие годы. Да, есть конкуренция с крупными международными игроками, и пока наблюдаются проблемы, связанные с отсутствием международного признания и доверия к отечественным технологиям. Однако российские разработчики продолжают демонстрировать высокий уровень квалификации и способность создавать конкурентные продукты. Кроме того, растущий тренд национализации данных и усиление цифрового суверенитета многих стран могут создать новые возможности для распространения отечественного ПО за пределами России".