Новая система борьбы с мошенническими звонками, разработанная Роскомнадзором и обязательная для всех операторов, за год обработала 69 млрд звонков и выявила из них 527 млн зловредных. Операторы говорят, что уже давно сами разработали аналогичные системы.
Денис
Тельманов
© ComNews
23.10.2023

Статистику борьбы с подменными звонками обнародовала Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). По ее данным, 527 млн мошеннических звонков система "Антифрод" выявила за 10 месяцев.

"Всего с декабря прошлого года на верификацию направлено 69 млрд звонков. Система проверяет, действительно ли абонент, с чьего номера происходит вызов, совершает данный звонок. Без подтверждения оператор не пропускает вызов", - сообщила пресс-служба Роскомнадзор.

По данным федеральной службы, к "Антифроду" уже подключилось более сотни российских операторов связи, включая "большую четверку" (МТС, "МегаФон", "Билайн" и "Теле2"). "Не позднее 28 февраля 2024 г. к системе должны подсоединиться все операторы, включая небольших. Именно через них идет наибольший объем мошеннических звонков транзитом абонентам крупных операторов", - подчеркнула пресс-служба Роскомнадзора.

В сентябре Роскомнадзор предупредил операторов связи об административной ответственности за неподключение к системе "Антифрод" в установленные сроки. Штрафы - до 1 млн руб., напомнила служба.

Не дожидаясь санкций

Сами операторы утверждают, что уже давно начали бороться с переадресованными звонками от мошенников и создали собственные антифрод-системы, которые успешно работают - именно их затем подключают к общему "Антифроду" Роскомнадзора.

"Система "Антифрод" позволяет блокировать звонки с подменных номеров за счет верификации вызова у оператора - владельца телефонного номера. "МегаФон" в соответствии с планом ГРЧЦ подключен к ИС "Антифрод" с сентября 2023 г., при этом для интеграции использовалась уже существующая в нашей сети система верификации вызовов. С помощью данной системы в сентябре мы заблокировали более 23 млн вызовов с подменой номера, а за девять месяцев 2023 г. число таких заблокированных звонков превысило 263 млн", - рассказала ComNews пресс-служба "МегаФона".

Представитель пресс-службы ПАО "МТС" сообщил, что оператор подключен к Единой платформе верификации вызовов (ЕПВВ) ФГУП "Главный радиочастотный центр" (ГРЧЦ) Роскомнадзора с начала 2023 г.

"Мы выполняем все требования законодательства. В соответствии с текущими техническими условиями, верификация выполняется в режиме реального времени со всеми присоединенными участниками. За последние годы МТС удалось значительно сократить количество мошеннических вызовов за счет внедрения собственных антифрод-систем, а также сотрудничества с банками и другими операторами по отслеживанию и блокированию вызовов с подмененными номерами", - отметила пресс-служба МТС.

Нельзя не подключиться

"Билайн" не стал раскрывать подробности работы собственной антифрод-системы, ограничившись оценкой работы федерального "Антифрода".

"ЕПВВ является уникальной системой, аналогов которой в мире нет, но мошенники постоянно придумывают новые способы обмана, а наша цель - снизить количество жертв до нуля. Для достижения этой цели необходимо постоянно развивать способы защиты на стороне оператора и усиливать межотраслевое партнерство для комплексной защиты российских граждан от различных видов мошенничества", - подчеркнула пресс-служба ПАО "ВымпелКом".

Пресс-служба ООО "Т2 Мобайл" (Tele2) рассказала, что оператор подключил антифрод-систему к общероссийской еще в декабре 2022 г.

"Мы подключились в числе первых к системе "Антифрод" ГРЧЦ еще в декабре 2022 г. В нее интегрирована наша собственная антифрод-платформа, запущенная еще в 2019 г. За это время за счет подключения к антифрод-решениям новых операторов значительно увеличился объем верифицируемого трафика, расширился перечень нумерации, защищенной от использования в качестве подмены номера. Ежедневно с помощью верификации удается предотвратить несколько миллионов мошеннических попыток вызовов на сеть "Tele2". В настоящий момент компания активно работает над интеграцией в систему своих MVNO-партнеров. На практике определено, что подключение к антифрод-решению сокращает мошеннический трафик в 10 раз в течение первых двух недель работы", - рассказали ComNews в пресс-службе ООО "Т2 Мобайл".

Все там будут

Региональные операторы пока находятся в процессе интеграции с федеральным "Антифродом". Сотовый оператор "Мотив", который обеспечивает связью жителей Свердловской и Курганской областей, ХМАО и ЯНАО, заявил ComNews, что положительно оценивает инициативу создания платформы "Антифрод" и подключение к ней всех операторов связи.

"В настоящее время сотовый оператор "Мотив" ведет работы по интеграции с платформой Антифрод. Работы будут завершены до конца года в указанные уполномоченным органом сроки", - рассказала пресс-служба телекоммуникационной группы "Мотив".

Она добавила, что мошеннические звонки доставляют много проблем абонентам сети "Мотив", поэтому компания стремится защитить клиентов в рамках своей зоны ответственности. "Платформа "Антифрод" поможет решить проблему звонков с подменой номеров. Это лишит телефонных мошенников одного из инструментов, но не избавит от проблемы полностью", - полагает оператор.

Чеченский "Вайнах Телеком" антифрод-систему пока не внедрил, поскольку еще не выбрал один из трех вариантов организации ее работы.

"Система ИС "Антифрод" на сети АО "Вайнах Телеком" еще не внедрена, вопрос находится в проработке. ГРЧЦ, подведомственный Роскомнадзору, озвучил три варианта подключения к системе ИС "Антифрод": через представленное ими программное обеспечение, настроив его на нашей сети, через вышестоящего оператора и самостоятельно, разработав ПО с учетом требований в рамках предоставленных ТУ. В проработке с нашей стороны находятся все три варианта, срок ввода в эксплуатацию системы "Антифрод" установлен "Вайнах Телекому" на апрель 2024 г. Соответственно, мы планируем в этом году определиться с вариантом подключения к системе ИС "Антифрод", и с января 2024 г. начать работы по внедрению", - сообщила СomNews пресс-служба АО "Вайнах Телеком".

Хаб от Роскомнадзора

Источник в отрасли рассказал, что операторы "большой четверки" еще в 2022 г. объединили антифрод-системы для проверки входящих номеров, однако для полного искоренения мошенничеств с подменой номеров этого оказалось недостаточно.

"В 2022 г. операторы "большой четверки" объединили антифрод-системы и реализовали алгоритм блокировки мошеннических вызовов, основанный на проверке входящего номера телефона. Данный алгоритм при получении входящего вызова запрашивает у другого оператора подтверждение, что его абонент действительно совершает данный вызов. Если подтверждение не получено, то вызов признается мошенническим и не доводится до абонента", - рассказал собеседник ComNews.

По его словам, для полного решения проблемы телефонного мошенничества необходимо, чтобы проверка входящих номеров велась между всеми операторами России без исключения. "Для решения данной задачи РКН и начал создание Единой платформы верификации вызовов (ЕПВВ), которая сможет объединить и маршрутизировать запросы от 2400 антифрод-систем российских операторов. То есть система Роскомнадзора - это некий хаб, который объединяет все операторские платформы антифрода, дополнительное звено в цепочке при проверке номера. Все работы по объединению антифрод-систем операторов запланировано завершить до апреля 2024 г.", - рассказал представитель отрасли.

Новости из связанных рубрик