Обучение в рамках проекта "Код будущего" до 2030 г. пройдут более 1 млн 200 тыс. учащихся школ и средних специальных учебных заведений (ссуз). В завершающемся 2022/23 учебном году курс прошли более 130 тыс. учащихся 8-11 классов, в 2023/24 учебном году набор будет расширен до 140 тыс. учащихся, включая студентов ссузов.
Яков
Шпунт
© ComNews
14.06.2023

Ректор АНО "Университет Национальной технологической инициативы 2035" Вадим Медведев на круглом столе "Искусственный интеллект: новый стиль жизни человека. Новые запросы рынка труда" назвал главной задачей проекта "Код будущего", оператором которого является Университет 2035, подготовку кадров, необходимых для развития страны. За второй год работы – в 2022/23 учебном году - курс обучения прошли 130 тыс. учащихся 8-11 классов. В следующем 2023/24 эта цифра вырастет до 14 тыс., и к школьникам присоединятся студенты средних учебных заведений. При этом, как подчеркнул Вадим Медведев, в качестве авторов и преподавателей участвуют не только представители академического сообщества из ведущих вузов, но и действующие сотрудники ИТ-компаний.

Появляются и новые вызовы. По мнению генерального директора "Мобильное электронное образование" Александра Кондакова, в настоящее время происходит масштабный технологический скачок, сравнимый с изобретением книгопечатания: "Мы перешли важный рубеж в развитии. Если раньше технологии помогали избавиться от рутинного физического труда, то Chat GPT и ему подобные инструменты помогают избавиться от рутины интеллектуальной. Решение многих задач, которые приходится решать в ходе научных исследований, ускоряется в 3-10 раз".

При этом последствия появления таких технологий, как подчеркнул Александр Кондаков, во многом не видны, и это требует проведения серьезных исследований в области не только технологий, но и философии, социологии и психологии. Он привел пример такого последствия изобретения книгопечатания, как появление издательского дела, что произошло через несколько десятилетий и чего первопечатники не предвидели.

Однако, по мнению Александра Кондакова, уже очевидно, что десятки миллионов человек по всему миру рискуют лишиться привычной работы из-за того, что те или иные функции будут переложены на ИИ. Как показало исследование сервиса Зарплата.РУ, каждый седьмой житель России испытывает страх перед нейросетями.

https://www.comnews.ru/content/226346/2023-05-25/2023-w21/kazhdyy-sedmo…

Чтобы устранить этот страх, необходима перестройка системы образования. Учиться работать с ИИ Александр Кондаков призвал начиная с дошкольного звена образования и заканчивая послевузовским, включая разного рода программы повышения квалификации, как государственные, так и ведомственные и корпоративные.

Директор направления "Кадры для цифровой экономики" АНО "Цифровая экономика" Юлия Горячкина назвала постоянно работающую систему обучения важнейшим элементом подготовки кадров для цифровой экономики в условиях постоянных изменений: "Только так люди перестанут считать ИИ и любые другие технологии "черными лебедями". Тем более, что разработки в данной области крупнейшие российские компании ведут уже более 10 лет и за это время они активно "пропылесосили" рынок труда". Но сейчас навыки для работы с ИИ, по мнению Юлии Горячкиной, нужны даже актерам или музыкантам. И тут, как она подчеркнула, велика роль цифровых кафедр и обучения в рамках проекта "Цифровые профессии", которые позволяют получить дополнительные востребованные навыки, в том числе и по работе с ИИ, специалистам в других сферах. Важнейшей задачей, однако, является обеспечение должного уровня качества, за чем Юлия Горячкина пообещала строго следить. Также, по общему мнению участников дискуссии, необходимо готовить преподавательские кадры.

Руководитель центра Искусственного интеллекта ГК "Ланит" Сергей Литвинов призвал "менять мозг" для принятия новых технологий. При этом, наряду с непониманием новых технологий, не менее опасными могут оказаться и завышенные ожидания. Также большие трудности вызывает преодоление разрыва между математиками и программистами с одной стороны и специалистами в той или иной фундаментальной области – с другой. Как подчеркнул Сергей Литвинов, между ними просто пропасть, на преодоление которой уходит много сил и времени. Также он назвал очень важным навыком для работы с ИИ критическое мышление из-за склонности современных систем генеративного ИИ к так называемым галлюцинациям, когда инструмент выдает некорректный результат, к чему надо быть готовыми. Но в целом, по мнению Сергея Литвинова, в большом дефиците те, кто знает где взять технологию для решения той или иной задачи и как ее применить.

Новости из связанных рубрик