Новое постановление правительства о системах оповещения населения не определяет понятие объектовых систем оповещения. Гендиректор ГК "ИНСТЕХ" Павел Чумаков считает, что со вступлением постановления в силу подобные системы перестанут существовать как класс. Это может создать проблемы для региональных и муниципальных органов власти при работе с ними.
Анна
Швецова
© ComNews
24.05.2023

На официальном интернет-портале правовой информации опубликовано постановление правительства РФ от 17 мая 2023 №769 "О порядке создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения". Этим документом правительство устанавливает правила для работы с системами оповещения и отменяет устаревшие нормативные акты 1993 г. Новое постановление вступит в силу 1 сентября 2023 г. Однако пункты о локальных системах оповещения (касаются предприятий) вступят в силу в начале сентября 2024 г. и будут действовать пять лет.

Пока взаимодействие с системами оповещения регулируется совместным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 №578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения".

В новом документе разобраться ComNews помог Павел Чумаков, генеральный директор группы компаний "ИНСТЕХ", которая объединяет российских разработчиков, производителей и поставщиков решений в области безопасности и государственного управления. "Постановлением отменено распоряжение правительства РФ от 25 октября 2003 г. №1544-р, в котором МЧС России предписывалось в 2004-2006 гг. провести реконструкцию федеральной и региональных (в границах федеральных округов) автоматизированных систем централизованного оповещения населения. Очевидно, что этот пункт был выполнен в лучшем случае частично. Как показывает практика, в большинстве регионов реконструкция региональной системы оповещения была произведена властями регионов, а не МЧС", - отметил он.

Павел Чумаков также обратил внимание, что в новом постановлении в качестве целей создания систем оповещения населения на первом месте указаны опасности, возникающие при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а после них сказано о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. При этом в совместном приказе МЧС России и Минцифры России №578/365, который регулирует все действия с системами в настоящее время, оповещение населения формулируется как "доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий".

В постановлении указаны три уровня систем оповещения населения: региональный, муниципальный (являющийся сегментом регионального) и локальный. В документе обозначен регламент проведения проверок систем. Комплексно тестировать региональные и муниципальные системы оповещения будут два раза в год: в первые среды марта и октября. Население предупредят о проверках минимум за три дня. Тестирование локальных систем оповещения будут проводить не реже одного раза в год.

Чумаков отметил, что по-прежнему не решен вопрос о правовом статусе комплексной системы экстренного оповещения населения (КСЭОН). В совместном приказе КСЭОН определяется как "элемент системы оповещения населения" без указания, к какому уровню этот элемент относится. Кроме того, постановление не определяет понятие объектовых систем оповещения. Чумаков предполагает, что со вступлением постановления в силу подобные системы оповещения могут перестать существовать как класс. "Эти нерешенные вопросы могут создать определенные проблемы для региональных и муниципальных органов власти при планировании и осуществлении мероприятий по созданию и реконструкции систем оповещения населения", - добавил эксперт.

Новости из связанных рубрик