Единая антифрод-система будет запущена в марте
Открывая межоператорскую конференцию "Борьба с телефонным мошенничеством и подменой номера. Реальность и перспективы", генеральный директор ПАО "ВымпелКом" Александр Торбахов призвал участников форума решить проблему межоператорского фрода. По его словам, это операторы могут сделать только вместе, привлекая игроков со смежных рынков, включая банки и интернет-компании. Текущую ситуацию Александр Торбахов назвал позорной, но запуск ЕПВВ позволит уже за полгода изменить ситуацию к лучшему.
Управляющий директор - начальник Управления противодействия кибермошенничеству Сбербанка Сергей Велигодский привел статистику по ущербу от действий телефонных мошенников. По данным Банка России, прямой ущерб составил 14,7 млрд руб. по итогам 2022 г. По неофициальным данным, реальная величина ущерба составляет около 100 млрд руб. Также жители России под давлением мошенников взяли кредиты на 200 млрд руб. Есть примеры, как злоумышленникам удавалось присвоить недвижимость жертв.
В половине случаев мошенники представляются сотрудниками правоохранительных органов, в 27% случаев - службой безопасности банков, в 12% - технической поддержкой. Мошенники для достижения целей используют методы социальной инженерии, основным каналом связи для них являются голосовые звонки, хотя есть тенденция к миграции в мессенджеры. Как подчеркнул Сергей Велигодский, появились операторы связи, чья деятельность сводится исключительно к пропусканию "серого" и "черного" трафика. Штрафы их не пугают. Есть прецедент, когда одному из таких операторов было выписано 17 административных протоколов.
Директор Департамента обеспечения кибербезопасности Министерства цифрового развития, связи и коммуникаций Российской Федерации Владимир Бенгин выразил уверенность, что после полноценного запуска ЕПВВ использование подменных номеров станет невозможным. Также он заверил, что существуют методы противодействия мошенникам, использующим мессенджеры. Однако он признал, что остаются лазейки использования ABC-нумерации для подменных звонков.
Директор Центра мониторинга и управления сетью связи общего пользования (ЦМУ ССОП) ФГУП ГРЧЦ Сергей Хуторцев назвал появление закона 319-ФЗ, в рамках реализации которого создается ЕПВВ, первой попыткой на системном уровне бороться с фродом в телекоме. Ее прототипом стала единая система верификации вызовов, которую создали мобильные операторы "большой четверки". В 2024 г. ЕПВВ охватит всех операторов. Однако, как подчеркнул Сергей Хуторцев, запуск ЕПВВ - лишь первый шаг. Он пообещал, что ГРЧЦ будет следить за тем, какие способы будут применять мошенники для обхода ЕПВВ, и противодействовать им. Сергей Хуторцев посоветовал операторам подключаться к системе как можно скорее. Именно так можно будет избежать сложностей в дальнейшем. Хотя 224 дней, которые выделяется на подключение, должно хватить любому оператору.
Руководитель службы гарантирования доходов и противодействия телекоммуникационному мошенничеству "Tele2 Россия" Жанна Бурцева обратила внимание, что, помимо малых операторов, мошенники активно используют номера присоединенных операторов (MNVO). Также злоумышленники могут использовать номера других стран, которые можно спутать с российскими. Количество звонков с подменой номера составляет 10-12 млн в месяц.
Директор по управлению фродом и гарантированию доходов ПАО "ВымпелКом" Петр Алферов отметил, что единая платформа верификации вызовов, созданная операторами "большой четверки", позволила блокировать до 90% звонков через подменные номера. Полностью справиться с проблемой может только подключение к единой платформе верификации звонков всех операторов.
Директор дирекции по предупреждению мошенничества ПАО "МегаФон" Александр Куранов также заявил о резком снижении количества звонков с подменных номеров после запуска единой платформы верификации мобильных операторов. Однако мошенники активно перетекают в сети небольших операторов. Продолжаются и попытки использования мобильных номеров.
Руководитель направления в департаменте антифрода ПАО "МТС" Иван Полянчиков назвал подключение к единой платформе верификации простым. По его словам, у МТС на подключение к ней ушла всего неделя. Оператор теперь верифицирует все 100% номерной емкости, включая роуминговые звонки.