Вторая волна начнется в марте
Российский ИТ-рынок невелик, и для развития отечественных разработок естественным и практически неизбежным вектором является экспорт. Единственная возможная альтернатива - диверсификация бизнеса и переход к непрофильным видам деятельности, но такие примеры единичны и относятся к очень крупным компаниям ("Яндекс", VK).
В рамках второго пакета поддержки ИТ-отрасли создан институт цифровых атташе. "Мероприятия по формированию института цифровых атташе предусмотрены вторым пакетом мер поддержки ИТ-отрасли, утвержденным председателем правительства Михаилом Мишустиным. Отобранные кандидаты будут вести комплексную работу по продвижению отечественных программных продуктов за рубежом, оказывать консультационную, информационно-аналитическую, юридическую и организационную поддержку российским ИТ-компаниям в странах присутствия. Их основная задача - развитие экспорта российских цифровых решений. В 2022 г. определены первые 17 стран присутствия. В дальнейшем география их присутствия будет расширяться - в 2024 г. до 28 стран присутствия", - отметил вице-премьер Дмитрий Чернышенко, представляя меры по поддержке отрасли 7 февраля 2022 г.
В Минпромторге не ответили на запрос ComNews.
"Тема атташе обсуждалась и в рамках Дорожной карты мер поддержки экспорта, разработанной соответствующим комитетом НП "РУССОФТ". Комитет выработал позицию, что атташе в первую очередь должны работать над увеличением базы контактов, развитием партнерских отношений. Например, создать и актуализировать базу доверенных системных интеграторов и дистрибьюторов в закрепленной стране. Также они могли бы погрузиться в тему аналитики и определять приоритетные направления для продажи цифровых продуктов и сервисов в стране пребывания", - рассказывает генеральный директор "СерчИнформ", руководитель комитета по экспорту НП РУССОФТ Сергей Ожегов.
Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ) разработал образовательный интенсив - программу обучения для кандидатов в цифровые атташе. В программе приняли участие другие институты развития и заинтересованные в продвижении своих продуктов ИТ-компании. Предполагается, что цифровые атташе в первую очередь заработают в Аргентине, Армении, Вьетнаме, Марокко, Египте, Индии, Иране, Казахстане, Малайзии, ОАЭ, Пакистане, Турции, Узбекистане, ЮАР, на Кубе, в Китае и Таиланде. Первоначально предполагалось, что в данный список войдут также Республика Корея и Сингапур, но присоединение данных государств к антироссийским санкциям скорректировало планы.
Как ответили ComNews в пресс-службе РФРИТ, учитывая успешное проведение программы и заинтересованность дополнительных компаний к участию в проекте, в марте 2023 г. планируется организовать вторую волну обучения для специалистов, прошедших все этапы оформления в Минпромторге России и ожидающих отправки в страны пребывания. В 2023 г. цифровые атташе начнут работать в Белоруссии, Бразилии, Индонезии, Киргизии, Сербии и Таджикистане, а в 2024 г. - в Азербайджане, Алжире, Венгрии, Перу, Саудовской Аравии. Данный список не окончательный и, скорее всего, будет расширяться.
В процессе подготовки цифровых атташе участвовал целый ряд российских компаний и отраслевых сообществ. В пресс-службе РФРИТ отметили Школу экспорта РЭЦ, ФРИИ, Центр глобальной ИТ-кооперации, "Росатом", "Яндекс", "Мой офис", "Код безопасности", "Дневник.ру", "ГазИнтех", "СерчИнформ", ГК "Астра", "НТЦ Протей", "ИнфоВотч", "VK Play".
"Мы всегда выступали за то, чтобы за рубежом интересы российских ИТ-компаний представляли профессионалы, погруженные в специфику отрасли. Поэтому в прошлом году стали партнером РФРИТ в программе подготовки цифровых атташе - провели обучающие вебинары. На них рассказали об опыте экспорта ИБ-решений, обсудили особенности целевой аудитории, поделились наработками в продвижении ИТ- и ИБ-решений за рубежом. Мы настроены на дальнейшее взаимодействие атташе, готовы помогать в развитии этого направления", - говорит Сергей Ожегов.
Цифровые атташе являются штатными сотрудниками торговых представительств Российской Федерации за рубежом, на которых возлагается исполнение обязанностей по поддержке российских ИТ-компаний, ведущих экспортную деятельность. Руководитель группы по развитию бизнеса KasperskyOS "Лаборатории Касперского" Виктор Ивановский в ходе выступления на круглом столе "Открывая путь сотрудничества с Юго-Восточной Азией в сфере высоких технологий" назвал главной задачей для выхода на новые рынки узнаваемость продукта, и ее решение должно стать для цифровых атташе одной из главных задач.
"Для наиболее эффективной работы цифровые атташе должны быть финансово замотивированы и получать процент от продаж. Высокий профессионализм и хорошая финансовая мотивация цифровых атташе повысит шансы российской ИТ-отрасли выйти на новые рынки и закрепиться на них", - считает Сергей Ожегов.