Финансирование цифровых кафедр увеличат
Люди являются основным сдерживающим фактором цифровой трансформации. Как отметил директор по развитию ООО "РТК-Солар" Олег Седов, открывая дискуссию "Люди как фундамент цифрового завтра России", которая прошла в рамках международного форума "ИТ Диалог", с умными решениями должны работать умные и подготовленные люди.
Начальник Управления президента РФ по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи Татьяна Матвеева назвала беспрецедентными меры, которые предпринимаются в России по развитию кадрового потенциала. Образовательные программы в области развития цифровых навыков и обучения ИТ-профессиям охватывают все слои населения, от школьников до пенсионеров. Для учеников старших классов с 2021 г. начала работать программа по изучению языков программирования на бесплатных двухлетних курсах. За три года удвоены показатели приема на ИТ-специальности в вузах: если в 2019 г. зачислено 49 тыс. человек, то в 2022 г. уже более 100 тыс. Запущен проект создания цифровых кафедр в непрофильных вузах, и первый выпуск состоится уже в 2023 г. До 2024 г. 80 тыс. преподавателей вузов и ссузов пройдут программы повышения квалификации.
Начальник проектного управления по реализации мероприятий в сфере подготовки ИТ-кадров департамента сопровождения отраслевых и инфраструктурных проектов ФГБУ "Центр экспертизы и координации информатизации" (ЦЭКИ) Анастасия Казанцева рассказала о реализации проекта "Цифровые кафедры": "Хочу отметить качественную слаженную работу над проектом. Каждый участник подошел ответственно к отбору и оценке образовательных программ ради общей цели. Можно с уверенностью сказать: цифровые кафедры принимают студентов разного уровня подготовки для обучения ИТ-компетенциям, которые будут востребованы во многих областях".
Также в 2023 г. заметно увеличен объем финансирования цифровых кафедр. Он составит 4,6 млрд руб. против 2,7 млрд руб. в текущем году. Напомним, что представители академического сообщества обращали внимание на целый ряд сложностей - прежде всего недостаточное финансирование. Так, по оценке директора по цифровизации образования МФТИ Дарьи Гриц, которая прозвучала в ходе экспертной сессии "Новые подходы развития отечественной ИТ-отрасли и модернизация системы подготовки ИТ-кадров", объемы финансирования в расчете на одного обучающегося на цифровых кафедрах на треть ниже среднерыночного уровня.
https://www.comnews.ru/content/222735/2022-10-24/2022-w43/cifrovye-kafedry-vyzyvayut-voprosy
Председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Госдумы Александр Хинштейн выразил определенный скептицизм в отношении цифровых кафедр. Он сравнил обучение на них с тем, как проходили уроки информатики в конце 80-х, когда школы не имели компьютерных классов и основным инструментом была обычная классная доска. По его мнению, основным критерием оценки качества обучения должен быть интерес потенциальных работодателей, а все формальные критерии, что называется, "от лукавого". И именно на нужды рынка необходимо ориентироваться, формируя программы для обучения ИТ-специальностям, как в профильных вузах, так и в непрофильных. Но в целом цифровой грамотности не бывает слишком много, тем более что общий уровень широких масс невысок.
Вице-губернатор Петербурга Станислав Казарин назвал организацию цифровых кафедр очень полезным начинанием. Выпускникам "нецифровых" специальностей реально не хватает знаний в области ИТ и ИБ, даже базовых. Те, кто прошел обучение на таких кафедрах, формируют базу квалифицированных пользователей и грамотных заказчиков.