Максимальное продление жизни имеющегося ПО и оборудования, выбор поставщиков из стран, которые не участвуют в санкциях, а также поиск новых юридических, финансовых и логистических схем и переход на принципиально новые технологические стеки участники рынка называют наиболее действенными методами работы в новой реальности.
© ComNews
17.05.2022

В конце февраля текущего года российские компании оказались в новой реальности. То, каким образом к ней пришлось адаптироваться, стало одной из сквозных тем 15-й конференции для разработчиков высоконагруженных систем HighLoad++ 2022.

Некоторым компаниям пришлось столкнуться с серьезными вызовами и раньше. Так, руководитель внутреннего облака "Яндекса" Дмитрий Липин напомнил, что деятельность Роскомнадзора, направленная на блокировку мессенджера Telegram в 2018-2019 гг., привела к тому, что пропал доступ к ряду облачных ресурсов, которые использовали многие российские пользователи. Однако, по его словам, в конце февраля 2022 г. ситуация стала меняться каждую минуту, и проблемы сыпались со всех сторон. Возникали сложности с доступом к ресурсам, с платежами, также начались массированные атаки на компанию. Существенно увеличились нагрузки на компанию вследствие ажиотажного спроса на сервисы "Яндекса".

В компании был создан специальный кризисный штаб из четырех человек. При необходимости к его работе подключались дополнительные сотрудники из числа добровольцев. При этом потребовалось серьезное перераспределение людских ресурсов, поскольку часть проектов потеряла актуальность, зато появилась необходимость в запуске других. В частности, угроза блокировки Slack и Zoom потребовала ускорить работу над собственным мессенджером и "Яндекс Телемост". Также силами антикризисного штаба удалось решить целый комплекс проблем, связанных с ростом нагрузок, с минимальными усилиями и затратами.

CDTO сети "Магнит" Юрий Мисник также поделился опытом адаптации к новым реалиям. Главной задачей он назвал обеспечение гибкости. При этом в "Магните" продолжают делать ставку на максимальное использование облачных ресурсов и отказ от строительства собственных ЦОДов. Корректировка на новую реальность заключается в том, чтобы максимально использовать услуги от российских поставщиков - МТС, "Яндекса", "Селектела". Именно в облаке будут размещаться платформа обработки данных и корпоративное озеро данных. Причем эти системы пришлось существенно упрощать для работы в изменившихся условиях. Однако, по оценке Юрия Мисника, появился шанс создать эти платформы так, как это реально нужно компании, а не так, как это считают нужным сделать вендоры ПО. Полностью завершить процесс создания единой среды обработки данных планируется за три года.

Как отметил Юрий Мисник, полного отказа от внедрения системы от SAP не произошло. Российские системы не смогут обеспечить необходимой масштабируемости. Вместе с тем масштабы проекта серьезно уменьшились. Многие узлы корпоративной системы предполагается реализовать на базе российского тиражного или самописного ПО. Тем самым удалось уйти от использования ПО компаний, которые ушли с российского рынка.

Технологический эксперт Kaspersky Product Studio Константин Кичинский поделился опытом создания модели ИТ-экосистемы. Ее использование позволило найти слабые места и предсказать с высокой точностью целый ряд негативных событий, которые прошли в течение февраля-апреля текущего года. Как утверждает Константин Кичинский, прогнозы, полученные с помощью данной модели, сбылись на 82%. Данная модель учитывает не только отдельные продукты и компании, которые их производят, но и взаимодействие элементов между собой и внешним миром (финансовые и информационные потоки, регулирование). Все это позволяет увидеть возможные слабые места, на которые можно пытаться влиять как в рамках санкций, наложенных правительствами, так и на уровне демаршей отдельных компаний или всевозможных организаций. Среди возможных новых направлений для рестрикций Константин Кичинский назвал ограничения на обмен датасетами и сырыми материалами, расширение запретов на импорт российского ПО, а также расширение практики снижения рейтингов как страны в целом, так и российских компаний. Хотя, по его словам, случилось все, что в принципе могло случиться.

Для минимизации последствий Константин Кичинский предложил четыре плана: максимальное продление жизни имеющегося ПО и оборудования; выбор новых поставщиков из стран, которые не участвуют в санкционных ограничениях; поиск новых юридических, финансовых и логистических схем; переход на принципиально новые технологические стеки и отказ от инвестиций в продукты и технологии прошлого. При этом токсичными антистратегиями названы замыкание на локальном рынке, симуляция деятельности и "парад амбиций".

Ведущий подкаста linkmeup Алексей Учакин назвал главной угрозой ограничения на доставку оборудования по территории ЕС, что является наиболее удобным логистическим маршрутом. Эта ситуация наложилась на до сих пор не преодоленный дефицит полупроводниковой продукции, в итоге в марте цены на оборудование поднялись в четыре раза и многие позиции отсутствовали на складах. По его словам, также Россия столкнулась со шквалом атак класса DDoS. И такое положение сохраняется до сих пор. Уход провайдеров Tier I и отключение от точек обмена трафиком имело скорее имиджевый эффект. Более серьезным действием, особенно для банковского сектора, стал отзыв TLS-сертификатов крупнейшими удостоверяющими центрами. Однако это повторение ситуации 2018 г.

По мнению Алексея Учакина, отключение России от корневых DNS абсолютно бессмысленно. Также, по его словам, высказывалось предложение по фильтрации транзитного трафика, но оно не было поддержано. Другой инициативой стало разделегирование национальных доменов и диапазонов IP-адресов, но оно также не нашло поддержки, поскольку речь о праве доступа к информации, которое нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах. И уже к середине марта нечто новое из подобного рода инициатив перестало появляться.

Новости из связанных рубрик