В "морскую сеть" VSAT ГП КС вошло 400 судов, получив возможность пользоваться высокоскоростной связью через спутник. Услуги компании теперь применяются на 373 морских и речных судах, а также 27 судах ледового класса, включая 12 ледоколов. По оценкам экспертов, российский рынок VSAT и IoT на морских судах, несмотря на пандемию, растет почти вдвое быстрее глобального. В 2021 г. выручка российского сегмента составила 620 млн руб., увеличившись по сравнению с 2020 г. на 15%.
© ComNews
17.02.2022

ФГУП "Космическая связь" (ГП КС) сообщило, что в "морскую сеть" VSAT компании вошло 400 судов, получив возможность пользоваться высокоскоростной связью через спутник. Технология бесшовного переключения между спутниками помогает охватить 99% акваторий России, а также акватории Северного Ледовитого, Атлантического и Тихого океанов. VSAT-решения дают возможность ГП КС объединить суда компании в единую частную корпоративную сеть, пользоваться телефонией и интернетом, оперативно обмениваться информацией между головным офисом, диспетчерскими пультами и кораблями, реализовать непрерывный мониторинг, получать картографические данные, а в отдельных случаях - телевизионный и радиосигнал.

Представитель пресс-службы ГП КС рассказал, что сегмент морского VSAT на сегодняшний день один из самых динамично растущих и, безусловно, имеет большое значение для любого оператора связи, работающего с этим сегментом рынка. "Доходы от услуг, оказываемых в рамках морского VSAT, ГП КС относит к категории услуг с добавленной стоимость - VAS, или value added services. За 2021 г. доля VAS в структуре доходов ГП КС составила 19%", - сообщил он.

"Совет по правам человека ООН еще в 2016 г. отнес доступ к интернету к базовым правам человека. Поэтому так важно обеспечить людей, проводящих по нескольку месяцев вдали от суши и привычной жизни, достойным уровнем медиапотребления и коммуникациями. И это одно из приоритетных направлений работы "Космической связи": все больше морских судов присоединяются к сети VSAT ГП КС. Мы будем и дальше предоставлять им доступную и качественную связь и интернет, где бы они ни находились", - отметил генеральный директор ФГУП "Космическая связь" Алексей Волин.

Cервис-провайдер Orange Business Services проанализировал российский рынок VSAT и IoT на морских судах по итогам 2021 г. В судоходстве, как правило, для связи с внешним миром используется спутниковый интернет VSAT (абонентские терминалы с антенной малого диаметра, Very Small Aperture Terminal) и инновационные ИТ-решения.

Orange Business Services пришел к выводу, что российский рынок VSAT и IoT на морских судах, несмотря на пандемию, растет большими темпами, почти вдвое быстрее глобального. В 2021 г. выручка российского сегмента составила 620 млн руб., увеличившись по сравнению с 2020 г. на 15%. Среднегодовой рост глобальных показателей рынка эксперты оценивают лишь в 7,5%. По данным Orange, сегодня под российским флагом ходят почти 3,5 тыс. морских судов. Для некоторых регионов Сибири и Крайнего Севера водный транспорт - основной способ доставки грузов с Большой земли.

Российский сегмент рынка VSAT и IoT на морских судах начал формироваться пять лет назад, но уже сейчас по темпам роста заметно опережает глобальные показатели. По данным международного аналитического агентства Research and Markets, сегмент глобальных морских VSAT-сервисов среди остального рынка спутниковых услуг с 2020 г. по 2025 г. будет увеличиваться на 7,5% в год.

По итогам 2021 г., около 900 российских судов оснащены VSAT и IoT-датчиками. При этом как минимум еще 1,5 тыс. кораблей могут быть оборудованы VSAT и IoT к 2025 г. По данным Orange, российский рынок VSAT и IoT на морских судах по выручке, полученной поставщиками услуг, в 2018 г. составлял 396 млн руб., в 2019 г. - 427 млн руб., в 2020 г. - уже 540 млн руб. По прогнозам, в конце 2021 г. рынок достигнет 620 млн руб., в перспективе ближайших двух-трех лет продолжит увеличиваться на 13-15% в год.

Такой рост эксперты объясняют несколькими факторами: в 2015-2018 гг. в России строилось мало новых судов, в основном рост шел за счет подключения ретрофита (модернизированных старых судов), которые не были оснащены VSAT. Сейчас компании понимают, что для современного бизнеса нужны цифровые технологии, которые не всегда можно полноценно и эффективно реализовать на старых судах. Глобальный и российский тренд последних двух лет - активное строительство новых кораблей, обновление и расширение парка судов. Кроме того, увеличились квоты на вылов водных биоресурсов, что также способствует расширению флота и развитию индустрии. Российское правительство серьезно настроено в отношении инвестиционных проектов, связанных с развитием Арктики и Северного морского пути (СМП). Это является еще одним существенным фактором роста российского рынка VSAT и IoT на морских судах. Будут осваиваться новые территории, строиться новые корабли, а значит, и инфраструктура связи для них.

Одним из глобальных российских проектов является Северный морской путь - кратчайший морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком, протяженностью около 5,6 тыс. км. По данным Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), перевозки по этому маршруту с 2010 г. по 2020 г. выросли с 3,11 млн до 32,97 млн тонн. В 2022 г. по СМП начнутся регулярные транзитные грузоперевозки.

По прогнозам Orange, в 2021 г. выручка компании от VSAT и IoT на морских судах увеличится на 41% по сравнению с предыдущим годом. Доход от VSAT-сервисов, куда входят связь и спутниковый интернет, вырастет на 31%, от IoT-решений - на 130%.

Акционер компании "Ка-Интернет" Сергей Пехтерев согласен с оценками объема рынка, приведенными Orange Business Services. "Но я связываю это прежде всего с эффектом малой базы, все-таки морской VSAT начал развиваться у нас позже, чем в западных странах. Один из главных драйверов рынка сейчас - снижение стоимости морского VSAT-терминала и переход на Ku-диапазон, в котором размер терминала существенно меньше. Все больше компаний и экипажей судов узнают о возможностях, которые предоставляет эта технология, и ее существенной дешевизне относительно цен на трафик в системе "Инмарсат". Расходы на спутниковую связь в бюджете судоходных компаний мизерны относительно других статей. Я практически не вижу факторов, которые могут затормозить развитие морского VSAT", - прокомментировал Сергей Пехтерев.

Заместитель генерального директора по развитию бизнеса "Газпром космические системы" Игорь Кот с цифрами и выводами, приведенными в анализе Orange Business Services, тоже согласен. "Мы сами предоставляем услуги связи и доступа в интернет на морских судах и буровых платформах и видим растущую активность в этом сегменте, - отметил он. - Для оказания услуг используются спутники "Ямал-401", "Ямал-402" и "Ямал-300К" (Ku-диапазон), спутник "Ямал-601" (Ка-диапазон), а также мультисервисные платформы, размещенные на телепортах "Газпром космические системы" в Щелково, Переславле-Залесском и Хабаровске".

В 2021 г. Центр системы мониторинга рыболовства и связи и "Газпром космические системы" подписали соглашение о сотрудничестве, которое предусматривает тестирование различных вариантов организации спутниковых каналов связи, в том числе для широкополосного доступа в сеть интернет на судах рыбопромыслового флота.

"Испытания проводились на судах в Дальневосточном, Северном и Азово-Черноморском рыбохозяйственных бассейнах в октябре-декабре 2021 г., - рассказал Игорь Кот. - Надежность работы оборудования подтверждена в ходе испытаний в разных климатических условиях и на разных широтах, в том числе в районе архипелага Шпицберген на широтах до 79 градусов северной широты. Важной причиной роста рынка в этом сегменте являются приоритеты государства по развитию Арктического и Дальневосточного регионов и Северного морского пути. "Газпром" предлагает более активно использовать возможности его космической и наземной инфраструктуры для предоставления спутниковых телекоммуникационных услуг в этих регионах".

29 декабря 2021 г. распоряжением правительства РФ №3971-р утверждено стратегическое направление в области цифровой трансформации отраслей агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов России на период до 2030 г., по которому должно быть обеспечено покрытие мониторинга рыбопромысловой деятельности пользователей водных биологических ресурсов в режиме, приближенном к реальному времени, в 2023 г. - 30%, 2024 г. - 50%, 2030 г. - 100%, а доля рыбопромысловых судов, оснащенных электронными весами и видеокамерами с передачей информации в режиме реального времени, в 2030 г. - 50%.

Новости из связанных рубрик