Клиники уходят в облака
ГК "Медси" только начинает масштабный проект по трансформации и гармонизации бизнес-процессов. Его ядром станет SAP S/4HANA Cloud Private Edition. Облачная природа платформы от SAP позволит масштабировать процессы, а также оперативно внедрять разработки на базе искусственного интеллекта, RPA и других технологических новшеств.
"Рынок медицинских услуг стремительно меняется. Как лидер отрасли мы не только применяем передовой опыт в своей деятельности, но и используем возможности цифровой трансформации. Это улучшает операционную эффективность бизнес-процессов, ускоряет возможность оказания услуг нашим пациентам, делает качественную медицинскую помощь более доступной. Мы уверены, что масштабная трансформация "Медси" и облачные технологии, которые уже стали неким стандартом для рынка, позволят компании быть гибкой и быстро реагировать на потребности наших клиентов", - так прокомментировала задачи проекта финансовый директор ГК "Медси" Ольга Шакирова.
В ГК "Инвитро" реализация проекта продолжается. Объявлено, что система SAP SuccessFactors для постановки целей и оценки эффективности персонала запущена в эксплуатацию и в ней уже работает более 700 сотрудников. В планах компании - масштабировать ее на всех сотрудников, от руководителей до медицинских сестер и лаборантов. Для этого в компании уже разработан обучающий курс, посвященный процессу управления по целям, куда интегрирована пошаговая видеоинструкция по работе в SAP SuccessFactors.
"Процесс управления по целям - это важное изменение для организации, в которой постановка целей существенно отличалась от сегодняшнего процесса. При выборе системы для нас было важно, чтобы она была облачной, с простым и понятным интерфейсом, и доступна с любого устройства, так как в будущем для многих сотрудников телефон будет основным способом зайти в программу. SAP SuccessFactors - это реальный рабочий инструмент, который помогает сотрудникам проходить через саму методологию процесса управления по целям. Многие руководители, которые проходят сейчас все этапы оценки и постановки целей в системе, уже делятся с нами обратной связью, что работать в ней просто и комфортно", - рассказала о ходе проекта руководитель направления "Управление персоналом, обучение и организационное развитие" "Инвитро" Дарья Сорвачева.
В целом интерес к автоматизации в медицинских учреждениях активно растет. "В сфере коммерческой медицины мы наблюдаем интерес к решениям, которые призваны автоматизировать работу регистратуры, процесс проведения приемов пациентов, в том числе в дистанционном режиме, и ведения архивов медицинских документов. Здесь медицинские организации предпочитают кастомные решения, причем именно на сервере, а не в облаке, которые гарантируют безопасность и конфиденциальность. Также в коммерческой медицине по-прежнему актуальны запросы на внутренние CRM-системы и ИТ-решения для интеграции с медицинским оборудованием и сторонними ресурсами, - таким видит потребности российской частной медицины операционный директор SimbirSoft Дмитрий Петерсон. - Наша практика также показывает, что среди коммерческих медицинских организаций сегодня востребованы ИТ-продукты, которые позволяли бы на основании симптомов рекомендовать регламент осмотра и сбора анамнеза пациента. Это нужно как для дальнейшего планирования лечения, так и для оформления сопутствующих документов, в том числе с целью выстраивания эффективного взаимодействия со страховыми компаниями".
Также, по мнению представителя SimbirSoft, появился устойчивый спрос на телемедицинские системы. "Набирает популярность ПО для дистанционного обслуживания пациентов. Это мобильные приложения для общения с врачом посредством текстового, голосового сообщения или видеозвонка с возможностью загрузки результатов анализов, выдачи рекомендаций, записи на прием, ведения календаря консультаций и т.п. Также в нашей практике был опыт разработки системы автоматизации документооборота, которая состояла из нескольких сервисов и приложений. Мы создавали ИТ-решения с возможностью интеграции с рядом медицинских и лабораторных систем, системой архивации и передачи изображений, в том числе с использованием стандарта HL7", - говорит Дмитрий Петерсон.
По оценке ведущего бизнес-аналитика "Рексофт" Сергея Колобаева, в настоящее время особенно активно автоматизируется медицинский документооборот, электронная медицинская карта, запись к врачу, процессы осмотра, диагноза, назначение лечения. Причем автоматизация идет практически одинаковыми темпами в государственных и коммерческих клиниках. А вот использование облачных сервисов, по его мнению, связано с трудностями. "Внедрение облачных решений медицинских информационных систем (МИС) сопряжено, с одной стороны, с внедрением комплекса мер защиты персональных данных и, с другой стороны, с комплементарностью ЕГИСЗ (Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения - прим. ComNews) в плане обмена данными. Облачные решения для клиник предполагают локальность их развертывания и применения", - говорит он.
"Не все компании готовы использовать облачные решения. Это связано с тем, что такой процесс довольно сложный. Он требует правильного подхода и хороших специалистов", - предупреждает первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал. Однако он видит, что эти решения реально востребованы и позволяют решить многие насущные задачи.
Управляющий директор T1 Cloud Олег Мотовилов, напротив, видит большие перспективы для внедрения облачных решений в коммерческой медицине: "Коммерческая медицина последние несколько лет активно наращивает свое присутствие в сегменте удаленного обслуживания клиентов. Этот вид услуг базируется на бесперебойной доступности ИТ-платформы, ее высокой производительности и возможности быстро наращивать или изменять структуру потребления мощностей. Потребности телемедицины удачно закрываются облаками. И если давно присутствующие на рынке медицинские организации, как правило, уже обладают собственной ИТ-инфраструктурой и пока им удобнее развиваться на ее основе, то стартапы сразу уходят в облака и обладают более гибкой базой для своих проектов. Требования по защите персональных данных играют не последнюю роль. Переход в облака подразумевает некоторый пересмотр подходов к выполнению требований законодательства в части ИБ. Желание избежать изменений душит развитие услуг и провоцирует увеличение капиталовложений в наращивание собственных мощностей".
Маркетолог направления "Медицина и красота" "Первый Бит. Челябинск" Ирина Фирсова обращает внимание, что вся линейка продуктов "1С.Первый бит" ("БИТ.Управление медицинским центром", "БИТ.Стоматология", "БИТ.Айболит") имеет облачные версии. Они востребованы небольшими клиниками, на старте бизнеса и в тех случаях, когда стоят задачи удаленного доступа и экономии на ИТ-инфраструктуре.