ООО "Зуммер" меняет связь к лучшему
Янова
учредитель и директор по стратегическому развитию ООО "Зуммер"
О трансформации ВОЛС, изменениях на рынке транзита международного трафика после 2022 года, повышении мирового интереса к российскому сегменту сети, импортозамещении в компании рассказала ComNews учредитель и директор по стратегическому развитию ООО "Зуммер" Ольга Янова.
Какие изменения на рынке транзита международного трафика вы наблюдаете с весны 2022 года?
Что наблюдаем мы: возросло количество запросов на аренду магистральных каналов связи до Узбекистана, в то же время произошло ужесточение требований регулятора при передаче международного трафика и присоединения сетей связи иностранных государств. В первую очередь это связано с нестабильной ситуацией в мире и участившимися случаями организации DDoS-атак со стороны Европейских автономных систем, что приводит к периодической деградации магистралей по маршруту Европа-Азия. С 2023 года мы наблюдаем тенденцию к изменению вектора направленности, снижению общего количества Западного трафика с постепенным увеличением объема каналов на Восток. В связи с применением санкций к международным компаниям и уходом бизнеса в другие экономические зоны, а также изменением курса рубля, стоимость трафика заметно возросла по сравнению с периодом 2018-2021 годов, но при этом выручка от проданных каналов осталась на прежнем уровне.
Растет ли объем транзита международного трафика через территорию России?
Объем транзита, безусловно, увеличивается, но не столь интенсивно, как хотелось бы. Опять же, здесь влияет внешнеполитическая ситуация, нежели экономическая. Есть небольшой рост трафика в Азиатские страны, но и здесь ситуация крайне нестабильная.
Меняются ли точки/страны трансграничных переходов?
С недавнего времени, началась трансформация волоконно-оптических линий связи в сторону удовлетворения потребностей при взаимоотношениях с партнерами из дружественных стран. Этому способствует как ведение бизнеса Российских инвесторов в ЕАЭС, так и привлечение специалистов из стран Евразийского экономического союза. С ужесточением политики регулятора по отношению к Европейскому трафику, появился огромный интерес к Российскому сегменту сети, который подталкивает к поиску новых трансграничных переходов, направленных на оптимизацию потоков трафика, как с технической, так и с экономической точки зрения. За последний год появились проекты строительства новых трансграничных переходов через Монголию и Республику Казахстан, с целью организации каналов связи до Китая и Узбекистана. Поскольку спрос на трансграничное взаимодействие очень высок, думаю, что в 2025 году ООО "Зуммер" будет принято решение о запуске еще одного трансграничного перехода.
Многие магистральные операторы в России говорят о замене основного направления транзита трафика через территорию РФ с "Восток - Запад" на "Север/Запад - Юг". Видите ли вы этот тренд?
То, что линии связи немного сместились на Юг, через Краснодар и Республику Казахстан и то, что меняется направление трафика – это мы видим, но основной маршрут это, все-таки, Европа-Азия (Азия-Европа), и он никуда не делся. Использование линий по направлению Москвы через территории государств, вступивших в Евросоюз, стало сильно рискованным и ненадежным, и мы видим, как увеличиваются емкости на магистрали Хельсинки-Санкт-Петербург-Москва, но и это трафик в направлении Хабаровска и Китая. Поэтому, если замена и произошла, то только на границах с Евросоюзом, в Западной части РФ.
Некоторые российские участники магистрального рынка связи говорят о появлении нового стратегического направления транзита - в Иран. Разделяет ли эти взгляды "Зуммер"?
Нет, запросов на каналы до Ирана к нам не поступало, да и трафика из автономных систем в Иране мы не видим. Вот, Узбекистан – активно развивающаяся в телеком отрасли страна, и запросы в этом направлении поступают, как на каналы, так и на поставку оборудования.
Как на магистральный рынок трафика в РФ влияет регуляторика, в частности - временное замедление YouTube, блокировка отдельных ресурсов, попытки запрета на работу VPN?
О, это отдельная тема для разговора! Здесь главное не переусердствовать... Официального ответа на ситуацию с замедлением YouTube до сих пор не последовало, а запрет на работу VPN есть. Все это положительно сказывается на магистральном рынке, поскольку появились новые отечественные игроки, с которыми имеется возможность взаимодействовать и создавать новые услуги. В часности, есть аналоги YouTube, которые забрали на себя основной объем трафика, используя, в том числе, инфраструктуру компании "Зуммер".
Остается ли прибыльной бизнес-модель "чистого" магистрального оператора, не имеющего конечных пользователей?
Компания "Зуммер" никогда не соответствовала модели "чистого" магистрального оператора, мы все-таки предприятие "полного цикла", но если говорить о прибыльности данного направления бизнеса "Зуммер", то он, естественно, прибыльный.
Во-первых, мы стали опорным магистральным оператором в УРФО. Гибкость в работе с партнерами и клиентами, включая местных операторов связи и контент-провайдеров, позволила нам адаптировать свои предложения под изменяющиеся рыночные условия. Эффективное управление инфраструктурой и технологии обеспечения качества также очень важны в поддержании конкурентоспособности.
Во-вторых, рост объемов данных и потребность в высокоскоростной передаче информации постоянно стимулирует "Зуммер" к развитию. Инвестируя в модернизацию сети, мы получаем возможность предложить улучшенные услуги партнерам, что, в свою очередь, кратно увеличивает доходы компании.
Таким образом, несмотря на отсутствие прямого взаимодействия с конечным пользователем, "чистый" магистральный оператор может оставаться прибыльным и конкурентоспособным, адаптируясь к современным рыночным условиям и высоким требованиям к качеству услуг.
Прогнозируете ли вы рост объемов транзитного трафика и что это для "Зуммера" - новые точки роста (в связи с перспективой роста доходов) или головная боль (из-за необходимости инвестиций в расширение сети без дополнительных доходов)?
Да, мы видим рост объема транзитного трафика и прогнозируем увеличение в будущем.
С учетом разнообразия источников и потребителей транзитного трафика, важно обеспечивать его безопасность и устойчивость. Поэтому мы развиваем стратегии управления трафиком, внедряем системы мониторинга и анализа, а также своевременно модернизируем оборудование, чтобы соответствовать растущим требованиям на рынке. Например, нами разработан и запатентован программно-аппаратный комплекс "Инфо-сеть".
Почему вы занимаетесь магистральным бизнесом? Намерены ли сохранить ему верность? Есть ли у вас проекты в других секторах или намерения диверсифицировать бизнес?
Магистральный бизнес сегодня - это прибыльно, и, надеюсь, это исчерпывающий ответ. Диверсификация бизнеса, на мой взгляд, это инструмент снижения рисков. Мы для обеспечения устойчивости бизнеса выбрали другой путь.
Хочу повторить, что "Зуммер" — это предприятие полного цикла, которое выполняет весь объем необходимых работ – от изысканий и проектирования до сдачи объекта в эксплуатацию, а также его обслуживанию. Это обеспечивает бесперебойность процессов и минимизирует риски, связанные с внешними факторами. И как показывает время — это правильно выбранная форма существования бизнеса, особенно в резко меняющейся экономической действительности. Наша способность адаптироваться к новым условиям, предлагать комплексные решения и обеспечивать высший уровень качества на всех этапах работы позволяет уверенно смотреть в будущее. Стоит отдельно сказать, что еще в 2015 году мы построили первый в Тюмени коммерческий дата-центр, а в этом году полноценно запустили вторую очередь.
Каждый проект, который мы реализуем, становится отражением нашего накопленного опыта и компетенции. Этот подход не остается незамеченным нашими партнерами и нам доверяют амбициозные проекты.
Каковы источники средств для расширения географии и пропускной способности сети "Зуммер" в ситуации ставки рефинансирования свыше 20% и, как следствие, запретительных кредитных условий у банков?
Возможно, я удивлю Вас тем, что мы на протяжении долгого периода не используем займы и кредиты. "Зуммер" полностью обеспечивает развитие сам.
Заинтересован ли "Зуммер" в поглощении других магистральных операторов или в покупке готовых ВОЛС? Интересна ли вам покупка "темных волокон" в строящемся кабеле TEA NEXT?
В условиях стремительного развития информационных технологий и увеличения потребностей в высокоскоростной связи, мы придаем особое значение укреплению и расширению нашей инфраструктуры. "Зуммер" не только следит за изменениями волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) других магистральных операторов, но и активно стремится к партнерству, что позволяет нам интегрировать ресурсы и усиливать конкурентные позиции на рынке. Предложения о продаже нам готового бизнеса поступают, мы их изучаем.
В 2024 году мы значительно улучшили волоконно-оптической связность в УРФО и Сибирском федеральном округе за счет внедрения новых магистральных каналов, включая приобретение "темных волокон", что создало дополнительные возможности для роста и инноваций. Расширение собственной карты волоконно-оптических линий связи, которая в этом году увеличилась на 4% от общего количества, демонстрирует нашу приверженность к качеству и надежности услуг.
Как "Зуммер" решает проблему ухода с российского рынка всех именитых иностранных поставщиков телекоммуникационного оборудования? (Если вы прибегаете к параллельному импорту, то как решаете задачи активации, обслуживания и ремонта оборудования? Если перешли на российских вендоров, то на каких именно и какова практика работы их "железа"?)
Безусловно, часть оборудования используемое нами - импортное со всеми активированными лицензиями. Ремонт и обслуживание такого оборудования осуществляется собственными силами компании.
Но надо отметить, что в соответствии с ч.7 статьи 7 Федерального закона №187-ФЗ "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" Управлением Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по Уральскому Федеральному округу объекты ООО "Зуммер" внесены в реестр значимых объектов критической информационной инфраструктуры.
В соответствии с постановлением правительства РФ от 14.11.2023 № 1912 "О порядке перехода субъектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации на преимущественное применение доверенных программно-аппаратных комплексов на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" "Зуммер" уже использует на объектах КИИ программные и аппаратные комплексы отечественного производства, занесенные в реестр радиоэлектронной продукции и программного обеспечения.
Согласно утвержденному в компании плану перехода, ООО "Зуммер" располагает в своем составе около 45% отечественной продукции, оставшаяся часть будет замещена до 2030 года. Плановый объем затрат на реализацию данного проекта составит более 80 млн. рублей, без учета инфляции.
Какими были основные поводы для гордости компании и вас, как собственника, в течение 2024 года?
В целом, год прошел планово и спокойно. На протяжении многих лет основной повод для гордости - это люди. И даже в период "турбулентности" - мы максимально стремимся сохранять и развивать коллектив.
Работа сети в этом году была наиболее устойчива к внешним факторам, а это значит, что стратегия выбранная компанией еще в 2021 году успешно реализовывается и будет продолжена в 2025 и 2026 годах.
В начале 2024 года совместно с партнерами топливно-энергетического комплекса начали развивать идею применения беспилотных устройств для контроля состояния ВОЛС в труднодоступной местности, параллельно решая совместные задачи по удаленному обследованию инфраструктуры. К концу первого квартала сотрудники компании прошли обучение, были приобретены первые БПЛА и получены разрешения на полет для выполнения съемки. В начале лета уже состоялся первый в истории компании осмотр ВОЛС с применением БПЛА.
Во втором квартале мы заявили о завершении модернизации Большого Уральского кольца, позволяющей автоматически распознавать и присваивать классы обслуживания разным видам трафика, приоритизируя, тем самым, требовательные данные в необходимую очередь обработки. Теперь мы с гордостью доставляем игровой, голосовой и видео-трафик на магистралях Москва-Салехард и Москва-Иркутск.
Другой отличительной особенностью стало изготовление собственными силами и получение патента на конструкторское изобретение для крепления ВОК к телу опоры, позволяющей снизить затраты при строительстве ВОЛС.
С середины года мы сотрудничаем с отечественным производителем транспондеров. Уже осенью на расстоянии 2200 км по сети ООО "Зуммер" была успешно протестирована работа магистральных транспондеров с полной локализацией производства в РФ. В настоящее время компания ведет переговоры о тестировании оптических усилителей и оборудования для 3R-регенерации сигнала.
В 2024 году построено и введено в эксплуатацию новое офисное здание в г. Тюмень, начато строительство третьей очереди дата-центра. Для повышения качества работы сети связи и минимизирования аварийности введена в эксплуатацию база в г. Белоярский Ханты-Мансийского автономного округа, где дислоцируется одна из аварийно- восстановительных бригад компании Зуммер.
Каковы планы компании на 2025 год?
В 2025 году компания "Зуммер" нацелена на уверенное движение вперед, расширяя свое присутствие в ранее не охваченных регионах России. Этот шаг станет ключевым элементом стратегического плана, который позволит нам укрепить позиции на рынке и обеспечить доступ к новым клиентам
В рамках подписанного меморандума в следующем году планируется создание сети на инфраструктуре "Зуммер" для применения цифровой платформы "Телереанимации" в УРФО.
Одной из основных задач является модернизация линии трансграничного перехода между Россией и Республикой Казахстан. Увеличение емкости на данном участке сети создаст предпосылки для большей пропускной способности и улучшения качества связи. Мы уверены, что все это будет способствовать созданию устойчивого долгосрочного партнерства и сотрудничества с другими регионами, что в свою очередь положительно скажется на развитии всех секторов экономики России.
С уверенностью смотрим в будущее. Вместе мы изменим связь к лучшему.