Прикладные дисциплины поднимут качество кадров и спасут ИТ-отрасль
Лишь 9% поступающих в вузы выбирают фундаментальные дисциплины, такие как прикладная математика, физика, механика и радиоэлектроника. В связи с этим Минобрнауки к 1 сентября 2026 г. готовит новые перечни специальностей, а вузы и ИТ-рынок считают, что специальности "Прикладная математика" и "Прикладная математика и информатика" важны для будущих ИТ-кадров.
Глава Минцифры Максут Шадаев доложил президенту РФ Владимиру Путину о состоянии кадрового обеспечения ИТ-отрасли: "Большинство поступающих в вузы выбирают специальности, связанные с разработкой программного обеспечения. Это значит, что мы получим специалистов, которые умеют писать код и программировать. Это, безусловно, очень важно. Однако лишь 9% поступающих выбирают фундаментальные дисциплины, такие как прикладная математика, физика, механика и радиоэлектроника. Очевидно, что именно этих специалистов нам не хватает, чтобы гарантировать технологическое лидерство и создавать конкурентоспособные решения для будущего".
До недавнего времени перечень специальностей в университетах России регулировался приказом Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. №1061. В этом документе была укрупненная группа 01.00.00 "Математика и механика", которая включала такие направления подготовки, как 01.03.02 "Прикладная математика и информатика" и 01.03.04 "Прикладная математика" с квалификацией "бакалавр", а также аналогичные специальности с кодами 01.04.02 и 01.04.04 - с квалификацией "магистр". Но в 2022 г. Минобрнауки отменило этот приказ, выпустив новый - №89 (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 3 марта 2022 г.), который должен был вступить в силу 1 сентября 2024 г.
Представитель пресс-службы Минобрнауки не сообщил корреспонденту ComNews, что стало с приказом №89, но рассказал, что в настоящее время университеты разрабатывают образовательные программы по специальностям и направлениям подготовки высшего образования: "Перечни программ утверждены приказами Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. №1060 и №1061 и содержат направления подготовки "Прикладная математика" (уровни бакалавриата и магистратуры) и "Прикладная математика и информатика" (уровни бакалавриата и магистратуры)".
Представитель пресс-службы Минобрнауки сообщил, что в рамках исполнения поручения президента РФ Владимира Путина с целью повышения качества подготовки кадров министерство совместно с экспертным сообществом ведет работу по совершенствованию системы высшего образования: "В связи с этим с 1 сентября 2026 г. будут внесены изменения в нормативные правовые акты, регулирующие систему высшего образования, в том числе в перечни специальностей и направлений подготовки. Указанные перечни будут пересмотрены в соответствии с актуальными требованиями рынка труда".
Представитель пресс-службы Минобрнауки отметил, что университеты самостоятельно разрабатывают гибкие образовательные программы: "При этом они устанавливают профиль программы, ориентируя его на конкретную сферу и область профессиональной деятельности. Также вузы формируют профессиональные компетенции выпускников в соответствии с профессиональными стандартами и актуальными потребностями рынка труда".
Представитель пресс-службы министерства сообщил также, что образовательные программы в ИТ-сфере реализуются по таким профилям, как "Технологии защиты информации в правоохранительной сфере", "Управление ИТ-проектами", "Разработка мобильных и Web-приложений", "Электронный бизнес", "Параллельное программирование", "Автоматизация и цифровая трансформация бизнеса", "Робототехнические системы и мехатроника в нефтегазовом производстве", "Умные технологии и искусственный интеллект в агробизнесе".
Мнение вузов
Ректор Санкт-Петербургского национального исследовательского университета ИТМО (Университет ИТМО) Владимир Васильев считает, что специальности "Прикладная математика" и "Прикладная математика и информатика" должны быть в вузах для качественного обучения студентов и будущих ИТ-кадров.
Заведующий кафедрой прикладной математики Национального исследовательского ядерного университета (НИЯУ МИФИ) Николай Кудряшов рассказал корреспонденту ComNews, что в НИЯУ МИФИ есть специальности "Прикладная математика и физика", "Прикладная математика и информатика", а также "Программная инженерия": "У нас ничего не менялось. Несколько лет назад произошло укрупнение специальностей, что не представляется мне каким-то заблуждением или ошибкой, в частности, изменилась номенклатура специальностей высшей аттестационной комиссии (ВАК). Специальности "Прикладная математика" и раньше в ВАК не было. Плохо это или хорошо, судить не берусь. Я, например, по образованию физик-теоретик, но больше, в связи со своими склонностями, занимаюсь математикой (у меня по базе данных фиксируется 65% статей по математике и 35% статей по физике). Даже кафедра наша когда-то называлась прикладной математической физикой, но диплом я получал по специальности "Теоретическая ядерная физика" со специализацией "Математическое моделирование".
Николай Кудряшов рассказал, что в первые 40 лет в МИФИ было замечательное правило: "На первом и втором курсе все студенты, независимо от факультета, учили математику и физику практически по единой программе и, по существу, получали единое базовое образование по всем специальностям. А после второго курса уже распределялись по специальностям. Как следствие этого, базовые науки - математику и физику все выпускники МИФИ знали более-менее прилично. В связи с расширением профиля специальностей в университете этого теперь нет. Думаю, что этого нет и в других вузах. Полагаю, что в ведущих технических университетах надо идти навстречу царице наук - математике и создавать факультеты или центры математики и ее приложений или, возможно, институтов математики и компьютерных наук".
Проректор Тюменского государственного университета (ТюмГУ) Евгений Вдовин считает, что номенклатура специальностей не бьется с тем, что в реальности требуется, и с тем, чему обучают в вузах: "Она не очень релевантна текущей образовательной ситуации, запросам рынка и общества на выпускников университетов. В этом смысле любое укрупнение - это хорошо. Оно позволяет хоть как-то начинать лавировать в профессиях и делать выпускников института востребованными".
Доцент кафедры прикладной информатики и информационной безопасности Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Наталья Середенко считает, что прикладные ИТ-специальности, которые есть на данный момент, актуальны на ограниченном горизонте, а видение, которое закладывает специальность "Прикладная математика" будет актуально и через 20, и через 50 лет: "Я сама окончила эту специальность и вспоминаю высокоуровневые математические сущности, которые были заложены в основе, и понимаю, что тот материал, который я тогда усвоила, позволяет мне разбираться практически в любой прикладной области. Соответственно, базовое образование для ИТ-специальности должно быть математическое".
Что думает рынок
Директор по продуктам АО "Аксиом" (Axiom JDK) Сергей Лунегов считает, что названия специальностей очень условно соотносятся с содержанием - гораздо важнее, что написано в учебных планах: "Учебные планы строить нужно с учетом фундаментальности вопросов, которые должны студенты этих специальностей изучать, исследовать и в конечном итоге продвигать".
Заместитель генерального директора по науке АО "СиСофт Девелопмент" Михаил Бочаров считает, что государству нужно начинать со школьной парты восстанавливать науку и технологический суверенитет: "Технологический суверенитет - это в первую очередь люди. Если мы начнем развивать образование, то через 10 или 15 лет, учитывая институт, получим кадры, которые рванут вперед. Они у нас есть, но мало, и нужно делать все, чтобы допущенные ошибки в образовании всех уровней были исправлены как можно скорее".
Только 9% поступающих выбирают фундаментальные дисциплины, такие как прикладная математика, физика, механика и радиоэлектроника. Как считает основатель и генеральный директор компании "Скаут | Разработчик системы" Андрей Трофимов, чтобы исправить этот показатель, необходимо популяризировать среди молодежи такие сложные специальности, как радиоэлектроника, так называемые hard skills, то есть знания в какой-то конкретной предметной области: "Как известно, в России еще в советское время радиоэлектроника была сильно запущена, и сейчас мы пытаемся ее возобновить. И опять же, по опыту взаимодействия со студентами, могу сказать, что необходимо проводить серьезную работу, популяризацию востребованности таких дисциплин. И опять же - приглашать представителей живых компаний, которые будут рассказывать, как студенты смогут применить эти знания в реальной практике".