Логистическая отрасль к ЭТрН не готова
Результаты опроса также показывают, что 37% компаний, занятых перевозками, пока оценивают свою готовность к цифровизации только на 1 балл по десятибалльной шкале. И лишь 7% полностью готовы к переходу на ЭТрН.
При этом, как подчеркивается в отчете по результатам исследования, практически вся нормативная база по внедрению электронной платежной документации уже подготовлена и вступила в силу. Еще в конце прошлого года соответствующие форматы утверждены Федеральной налоговой службой, а 10 января 2022 г. приказ ФНС №ЕД-7-26/1065@ размещен на портале правовых актов и окончательно вступил в силу. Запуск ГИС электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД) запланирован на 1 января текущего года, но, по данным авторов исследования, ее эксплуатация пока проходит в тестовом режиме.
В исследовании отмечено, что государство готовится к запуску ГИС ЭПД и тестирует ее работу совместно с участниками рынка ЭДО. С учетом накопленной практики добровольного применения ЭТрН Минтранс планирует подготовить предложения по закреплению обязанностей их использования, но уже с 2023 г. Если в 2022 г. начнется плавное внедрение ЭТрН в логистические процессы компаний, то с 2023 г. это станет уже обязательной нормой. Таким образом, у участников перевозочного процесса будет возможность поэтапного перехода к цифровому документообороту.
Как пояснили ComNews в пресс-службе TerraLink, в опросе не участвовали представители ИТ-компаний. Помимо автотранспортных компаний, в опросе приняли участие представители розничной торговли, пищевой промышленности и здравоохранения.
В Министерстве транспорта считают, что переход на электронный документооборот позволит к 2030 г. в шесть раз увеличить скорость прохождения информации о перемещении грузов, а также сократить количество выездных проверок. Надзорные ведомства увидят данные о перевозке после того, как компания разместит накладную в ГИС ЭПД, а водитель подтвердит приемку груза.
Заместитель генерального директора "SAP СНГ" Алексей Леонтович считает проект внедрения ЭТрН значимым и полезным: "На наш взгляд, эта правильная инициатива, которую необходимо внедрять как можно раньше. Во-первых, она поможет обеспечить снижение затрат, прозрачность и борьбу с мошенническими действиями, а также следование экологической повестке ввиду отказа от бумажного документооборота. Помимо этого, государство сможет видеть реальную статистику нагрузки на транспортную инфраструктуру и реализовать концепцию цифровых транспортных коридоров, в рамках которой информация о транспортных средствах, грузах и грузосопроводительных документах на всех этапах перевозки будет доступна в единой системе. Последний пункт особенно важен, так как заложен в новую Транспортную стратегию Российской Федерации, а без реализации ЭТрН невозможно реализовать цифровой транспортный коридор как единый удобный сервис для российских и международных клиентов". Тем более, как напомнил представитель SAP, в России есть положительный пример реализации ЭТН на железнодорожном транспорте, который был во многом обеспечен единым оператором сервиса - РЖД, а в случае автоперевозок все усложняется: "Операторов может быть несколько, что, возможно, приведет к необходимости организации роуминга между ними. С учетом этих вводных перенос даты начала обязательной работы с ЭТН даст возможность решить все возникающие на сегодняшний день вопросы с большей эффективностью".
В пресс-службе "Ситилинка" выразили уверенность, что система ГИС ЭПД позволит бизнесу сэкономить время и ресурсы: "Исчезнет необходимость в оформлении и печати документов, сократятся затраты на расходных материалы, пересылку и хранение бумажных носителей. Новая система поможет соблюдать своевременный учет и упростит отчетность в государственные органы. Но также важно, что участие в таком проекте требует ресурсов на обучение сотрудников и интеграции с системами операторов ЭДО".
"Данный проект является одним из самых важных в рамках цифровизации транспортной отрасли России. Наша основная цель - сделать процессы оформления документов и их проверки проще, быстрее, прозрачнее и экономичнее. Поэтому для выявления всех узких и проблемных зон мы в реальных условиях в течение месяца будем отрабатывать взаимодействие всех участников - от бизнеса до контролирующих органов - с макетом информационной системы на всех этапах перевозочного процесса. Мы планируем, что в дальнейшем после полной реализации проекта данные внесенных в реестр транспортных средств будут автоматически считываться камерами фото- и видеофиксации, которые установлены на дорогах, и передаваться в систему. Остановке для проверки документов будут подлежать только машины, данные которых отсутствуют в системе", - так заместитель министра транспорта Алексей Семенов прокомментировал задачи этого проекта в октябре 2020 г., когда в Москве, Татарстане, Московской, Калужской, Рязанской областях и Краснодарском крае прошел первый эксперимент по переводу путевых листов и товарных накладных в электронный вид. Данный эксперимент признан удачным.
Однако, как отметил директор по продуктам и технологиям интегратора "Группа Т1" Александр Рожков, масштабы данного эксперимента были недостаточными, что стало одной из первых причин неглубокого проникновения ЭТрН в отрасли на настоящий момент. По данным исследования Docrobot и TerraLink, в эксперименте осени 2020 г. участвовал 21% опрошенных.
По оценке пресс-службы X5 Retail Group, основным фактором, который препятствует активному внедрению электронных транспортных накладных, является неопределенность с форматом ЭТрН: "Формат документа утвержден в конце 2021 г., однако часть предложений бизнеса для соблюдения интересов всех участников цепочки поставок - грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей - не была отражена в финальной версии".
"С учетом того, что около 50% российского парка грузовых автомобилей принадлежат физическим лицам, цифра в 37% не выглядит сильно завышенной. Однако для начала использования электронных транспортных накладных компании нужно выбрать оператора электронного документооборота, - рекомендует Алексей Леонтович. - Помимо этого, желательно иметь контрагентов, с которыми есть постоянный документооборот, чтобы интегрировать этот документооборот в свои информационные системы. Это может повлечь за собой существенные затраты, особенно в сравнении с реальными оборотами по перевозкам у небольших транспортных компаний. Именно это и является одним из сдерживающих факторов для игроков рынка. Решением в таком случае может стать использование специализированных бизнес-сетей, которые берут на себя вопросы реализации ЭТрН, предоставляя участникам перевозочной деятельность готовую для использования площадку".
По мнению Александра Рожкова, остаются открытыми также вопросы о целесообразности перехода на ЭТрН некоторых участников с точки зрения экономической эффективности и в зависимости от масштаба перевозок: "Речь идет не только о трудозатратах на подключение, но и необходимости изменения текущих бизнес-процессов, приведения баз данных к единому формату для обмена данными с другими участниками, обеспечения качества и целостности данных, обогащения недостающих данных, доработки и тестирования ПО и т.д. В совокупности это потребует полноценного интеграционного проекта. Плюс ко всему для того, чтобы переход на электронные перевозочные документы действительно состоялся, правительство РФ еще должно утвердить технические требования к информационным системам операторов ЭДО, а непосредственно сами операторы - получить соответствующий допуск".
Первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал уверен, что, если сроки вступления в действие нормы об обязательности электронных транспортных накладных не перенесут, компаниям придется приспосабливаться к внедрению и перестраивать свою работу, исходя из имеющейся конъюнктуры, и большинству будет трудно быстро перестроиться: "Судя по той цифре уверенных в переносе инициативы Минтранса респондентов, а также тех, которые оценивают свою готовность к внедрению ЭТрН в единицу по десятибалльной шкале, можно представить, насколько тяжело дастся этим организациям соответствие нормам, предъявляемым к участникам логистической отрасли", - говорит он.
Не меньшую роль в неготовности отрасли к внедрению ЭТрН, по мнению Павла Сигала, играет слабая осведомленность участников рынка: "На мой взгляд, внедрению электронных транспортных накладных мешает неосведомленность в тонкостях предлагаемой Минтрансом инициативы. Компании привыкли работать по-старому, пусть не всегда это удобно или даже надежно. Если в скором времени многие логистические компании проведут ликбез при работе с ЭТрН, доля тех, кто ратовал за перенос и невысоко оценивал свою организацию в плане трансформации при работе с электронными накладными, снизится и будет представлять собой диаметрально противоположные значения".
И наконец, как подчеркнул Александр Рожков, проект масштабный и сложный, и пока слишком много вопросов остается без ответа: "В перевозочных процессах на автотранспорте задействовано множество участников - грузоотправителей, перевозчиков, грузополучателей, операторов ЭДО (их будет 10), контрольно-надзорных органов. Поэтому координация активностей всех участников, которых, по оценкам экспертов, насчитывается около 50 тыс., будет сложна. И пожалуй, самая важная причина - это организационно-технологическая готовность всех участников. Достаточно отметить, что приказ ФНС "Об утверждении форматов ЭТрН, электронной сопроводительной ведомости и электронного заказ-наряда" включает детальное техническое описание из 344 страниц. Чтобы разобраться во всех протоколах и осуществить доработки в корпоративных информационных системах, необходимо достаточно много времени и ресурсов. С большой вероятностью придется привлекать внешнего подрядчика. Также должна быть решена проблема обеспечения инспекторов ГИБДД и Ространснадзора необходимыми мобильными устройствами для проверки электронных перевозочных документов на дороге".