Компания "Цифровые технологии ритейла" (ЦТР) внедрила решение для контроля планограмм на основе инфраструктуры электронных ценников в одной из крупнейших торговых сетей в России. Оно запущено в опытно-промышленную эксплуатацию, но компании планируют масштабировать технологию и на другие магазины торговой сети.
© ComNews
06.08.2021

Новый инструмент от ЦТР определяет расположение продукта с помощью электронных ценников и системы маяков, которые прикрепляются к каждому стеллажу. Система получает от магазина информацию, как сейчас выглядит планограмма (схема расположения товаров на полке с указанием количества), сравнивает ее с эталонной и оповещает торговую точку, если товары расставлены неправильно.

Генеральный директор компании "Цифровые технологии ритейла" Михаил Ланцов рассказал корреспонденту ComNews, что компания, в которой внедрено решение, входит в топ-5 российских сетей магазинов "у дома", однако ее название пока не раскрывает. "Также сейчас внедряется проект решения в одной из топ-5 российских сетей товаров для дома и в крупнейшей торговой сети Западной Сибири, - сообщил он. - После апробации и появления первых отзывов на рынке технология будет внедряться повсеместно. До конца года мы планируем подключить десятки магазинов крупнейших российских торговых сетей".

По оценке экспертов, потери от несоблюдения планограмм составляют 2-5% от товарооборота. В настоящее время торговые сети контролируют планограмму выборочно, так как сотрудникам не хватает времени на регулярную и полную проверку большого магазина. "Система ЦТР позволяет следить за расположением всех товаров ежедневно, а сотрудникам остается только анализировать отклонения фактической планограммы от эталонной, что сильно сокращает их временные затраты. Также решение учитывает параметры стеллажей и сообщает сотрудникам магазина, если у него в базе указаны некорректные размеры. Из-за таких неточностей заданное количество товаров может просто не умещаться, и сотрудники магазина выкладывают товар по-своему, - рассказывают в ЦТР. - Технология не использует видеокамеры и бюджетна с точки зрения внедрения. Для магазина с 5000 товаров стоимость составит 25 тыс. руб. без НДС. Если магазин уже оборудован электронными ценниками - монтаж маяков займет один-два рабочих дня".

Генеральный директор "Цифровых технологий ритейла" Михаил Ланцов рассказал, что ЦТР первыми на российском рынке реализовали автоматизированное решение для сбора и обработки информации о планограммах и уже видят спрос на него от многих сетей. "В ближайшее время планируем запуск в магазинах "Магнит", "Красный яр", "Покупочка", "ВинЛаб", Hoff. Важно, что во всех этих сетях уже внедрена наша технология электронных ценников, так как именно на ее основе разворачивается инфраструктура контроля планограмм: электронные ценники - это "мозги", которые аккумулируют всю информацию о продукте и делятся ею с другими сервисами. Сейчас доля ЦТР на рынке электронных ценников составляет 30-35%, и мы планируем увеличить ее до 40-50%", - сообщил Михаил Ланцов.

Рынок автоматизированного контроля планограмм в России оценивается в 6 млрд руб. в год. А мировой рынок умных полок, по прогнозам MarketsandMarkets, вырастет до $7,1 млрд к 2026 г. "Многие ретейлеры, включая Walmart и Amazon, реализуют аналогичные решения с помощью технологий компьютерного зрения. В таком случае магазин нужно оборудовать большим количеством камер высокого разрешения 8К и поддерживать высокую пропускную способность каналов связи и высокую производительность центрального сервера. Это увеличивает стоимость внедрения и обслуживания и затрудняет расчет сроков окупаемости. Кроме того, система на основе компьютерного зрения технически не может распознать некоторые виды упаковок - например, мягкую или блестящую", - рассказали в ЦРТ.

Ведущий эксперт по развитию инновационных решений Step Logic Олег Овсянкин подтверждает: решение для отрасли новое, в основном для контроля планограмм в ретейле используют камеры носимых устройств (смартфонов и планшетов), реже - видеонаблюдение. "Учитывая, что технология может применяться только после полного внедрения в сети электронных ценников, я бы не рассчитывал на ее массовое распространение, - прогнозирует он. - Во-первых, в России не так много торговых сетей, которые могут позволить себе внедрение электронных ценников. Во-вторых, некоторые из них, вероятно, предпочтут более инновационные решения, в которых ценник имплантируется в полку - так называемые умные полки, - а в этом случае представленная технология будет избыточной. К тому же она позволяет контролировать размещение относительно планограммы ценников, а не самих товаров, в то время как решения с применением технологии компьютерного зрения таких недостатков лишены.

Управляющий партнер коммуникационного агентства B&C Марк Шерман считает продукт логичным шагом. "Потому что анализировать выкладку проще на основе решений, которые предлагает искусственный интеллект. Вообще, современная торговля двигается по пути автоматизации рутинных процессов, которые, с одной стороны, уже давно налажены, а с другой стороны, могут быть улучшены с помощью компьютерного моделирования и анализа больших данных. Поскольку в торговых сетях гигантский объем информации, то возможностей для ее дальнейшей автоматизации всегда много, а эффективность подобных решений всегда проще оценивать в общем финансовом результате той или иной сети. Также понятно, что конкуренция в системе автоматизированного контроля будет только нарастать", - уверен он.

По мнению соучредителя компании "Системы компьютерного зрения" Владимира Уфнаровского, новый инструмент от ЦТР не полностью решает задачу контроля, подавая лишь сигнал о неправильной расстановке товаров. "В конечном итоге сотруднику все равно необходимо скорректировать выложенный товар. Стоимость внедрения и поддержки такого решения, возможно, не будет выгодна магазину, который уже задействует в работе персонал. Решения на основе компьютерного зрения могут обойтись дешевле, так как технология не требует применения электронных ценников и системы маяков и в ней могут использоваться уже существующие в арсенале компании камеры. Внедрение систем на основе планограмм, на наш взгляд, будет достаточно медленным, так как сегодня для такой работы проще, дешевле и надежнее выделить сотрудника. Но такие системы хорошо подходят для появляющегося нового формата магазинов, работающих без сотрудников, например, таких, как Amazon", - прокомментировал Владимир Уфнаровский.

Михаил Ланцов (гендиректор компании ЦТР) утверждает обратное: стоимость внедрения технологии компьютерного зрения для торговых сетей в десятки раз выше, чем запуск системы контроля планограмм. "Технология компьютерного зрения не в состоянии распознать до 40% товаров в магазине", - добавляет он.

О "Цифровых технологиях ритейла"

Компания основана в 2018 г. ЦТР разрабатывает инновационные продукты в сфере ретейла, которые позволяют розничных сетям нарастить продажи и сделать работу более удобной. Компания работает в Москве, Петербурге, Краснодаре, Ярославле, Московской и Ленинградской областях. Основные клиенты - сети гипермаркетов, супермаркетов, магазинов "у дома" и салоны связи.

Новости из связанных рубрик