За интернет-рекламу придется заплатить
На пленарном заседании 17 июня в третьем чтении принят законопроект, который наделяет Роскомнадзор полномочиями по созданию и ведению единой системы учета рекламы в интернете с 1 сентября 2022 г.
"Роскомнадзор посредством обработки и анализа информации, размещенной в информационной системе учета рекламы, осуществляет сверку сведений в составе информации, размещенной в указанной информационной системе рекламораспространителями, операторами рекламных систем, рекламными посредниками, операторами рекламных данных", - говорится в пояснительной записке.
Также вводится обязанность рекламораспространителей, операторов рекламных систем, рекламных посредников, размещающих в интернете рекламу, размещать в этой системе соответствующую информацию. В то же время такая обязанность не будет распространяться на оператора социальной рекламы.
Распространители рекламы, операторы рекламных систем, рекламные посредники обязанные размещать информацию в информационной системе учета рекламы, смогут размещать ее самостоятельно или через операторов рекламных данных.
Для отбора оператора рекламных данных Роскомнадзором будет создана комиссия. Порядок ее создания и деятельности, состав, а также условия отбора оператора рекламных данных будут устанавливаться правительством РФ. Роскомнадзор будет вести реестр операторов рекламных данных в определенном им порядке.
Также принят закон об измерении объема интернет-аудитории. В соответствии с законом Роскомнадзор в срок до 1 августа 2021 г. должен провести в установленном порядке отбор уполномоченной организации по исследованию объема аудитории с прекращением полномочий ранее отобранной уполномоченной организации.
Документ разработан для обеспечения сопоставимости, открытости, достоверности и полноты данных, полученных в результате исследований объема аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач), сетевых изданий, аудиовизуальных сервисов, новостных агрегаторов и иных информационных ресурсов в интернете, распространяющих продукцию СМИ, аудиовизуальные произведения и иную общедоступную информацию.
Исследования объема аудитории в интернете будут проводиться на основании методики, утверждаемой Роскомнадзором. Реестр информресурсов, объем аудитории которых подлежит исследованию, также будет формироваться этим ведомством. При этом порядок ведения такого реестра и перечень входящих в него данных будут утверждаться правительством РФ.
Владелец информационного ресурса, в свою очередь, будет обязан обеспечить возможность проведения исследований и предоставить необходимые для этого данные. При этом для организации-измерителя законом устанавливается ряд ограничений. В том числе она не вправе использовать данные, полученные от владельцев информресурсов, иначе, чем в целях проведения исследований, а также не может распространять рекламу.
"Реализация положений федерального закона создаст возможность для проведения кросс-медийных исследований аудитории аудиовизуальных произведений и иной информации, распространяемой в сети Интернет и в иных средах распространения, позволит обеспечить сопоставимость получаемых данных, в чем прежде всего заинтересованы участники рынка", - отмечалось в пояснительной записке.
В Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) объяснили, что закон о системе учета рекламы в интернете направлен на создание прозрачных и справедливых отношений между участниками рынка интернет-рекламы.
"Новое регулирование позволит создать необходимые условия для дальнейшего развития отечественных интернет-ресурсов, обеспечит равное соблюдение всеми ее участниками законодательства РФ в информационной сфере. В случае подписания закона будет создан реестр операторов рекламных данных. Включать операторов рекламных данных в этот реестр будет специальная комиссия. Сроки создания комиссии, порядок ее деятельности, состав и условия отбора операторов рекламных данных определит правительство РФ", - подчеркнули в пресс-службе Роскомнадзоре.
В пресс-службе ПАО "МегаФон" отметили, что рынок ОТТ-сервисов активно растет. "Точное и объективное измерение аудитории позволит показать рекламодателям реальное количество пользователей. При этом сами пользователи смогут получать контент и сервис, максимально отвечающий их потребностям", - сообщили в пресс-службе "МегаФона".
Генеральный директор ассоциации "Интернет-видео" Алексей Бырдин говорит, что характерной чертой большинства новых законов, регулирующих интернет и медиарынок, является их рамочный характер и отнесение множества существенных норм на уровень подзаконных актов. "Это значит, что фактическое регулирование будет происходить на уровне органов исполнительной власти - правительства, Минцифры, Роскомнадзора. Мы будем стараться отразить позицию российских аудиовизуальных сервисов в плотном взаимодействии с этими структурами, чтобы повысить качество регулирования во всех перечисленных сферах", - подчеркивает Алексей Бырдин.
Отметим также, что депутаты Государственной Думы приняли в третьем чтении закон о предоставлении бесплатного доступа к российским социально значимым сайтам.
Документ дополняет законодательство о связи положением, согласно которому услуги абонентам по предоставлению доступа к сайтам, включенным в перечень отечественных социально значимых сайтов в сети интернет, оказываются без взимания платы.
В пресс-службе Tele2 рассказали, что закон по-прежнему содержит риск огромных расходов на реализацию и в нем отсутствуют гарантии компенсации операторам. "Размер недополученных доходов зависит от финального списка ресурсов, которые попадут в проект. Мы готовы сделать бесплатным доступ к государственным и муниципальным ресурсам, сайту "Госуслуги" и площадкам медучреждений. По нашему мнению, при такой реализации проект будет соответствовать своей изначальной цели - предоставлять гражданам бесплатный доступ к социально значимым ресурсам. Напротив, включение в проект популярных сайтов с коммерческой составляющей и видео приведет к потерям операторов, экспоненциальному росту трафика в сети и необходимости дополнительных инвестиций в инфраструктуру", - считают в пресс-службе Tele2.
Аналитик ГК "Финам" Алексей Коренев считает, что принятые Госдумой законы носят пока общий характер, очерчивая контуры целого круга задач, которые призваны решать. "Вроде бы понятно, что требуется от рекламораспространителей, посредников и иных лиц, причастных к размещению рекламы, в целом ясно, какую информацию будет собирать Роскомнадзор, обосновывается требование бесплатного доступа к социально значимым интернет-ресурсам. Но вот многие механизмы практической реализации предстоит еще разработать (или доработать), согласовать, опробовать на практике, возможно, где-то подкорректировать. И пока непонятно, каков в итоге будет экономический и социальный эффект от принятых законов", - говорит Алексей Коренев.
Он убежден, что некоторые из нововведений потребуют дополнительных расходов не только от государства, но и от тех, кто рекламу размещает. "Обязанность рекламораспространителей, операторов рекламных систем, рекламных посредников, размещающих рекламу в интернете, публиковать в Единой системе учета информацию о размещаемой рекламе наверняка будет сопряжена с определенными затратами. Какими? Станет понятно, когда будет уточнено, какую именно информацию, в каком объеме, в какой форме, в какие сроки надо будет предоставлять в Единую систему. Так что диапазон дополнительных трат может оказать весьма значительным - от небольших расходов до весьма весомых. Пожалуй, единственным однозначно и бесспорно позитивным решением является обязательство бесплатного предоставления доступа к социально значимым сайтам. Но вот тут как раз и заботы, и расходы должны лечь на плечи государства. Впрочем, учитывая, что своих денег у государства нет, а есть только собранные с людей и бизнеса налоги, в итоге конечным плательщиком окажется все равно россиянин. Но учитывая важность свободного и неограниченного доступа к подобным ресурсам, думаю, возражений ни у кого не будет", - отмечает Алексей Коренев.