Иностранные ИТ-компании будут приземлять либерально
"Мы понимаем, что, с одной стороны, интернет трансграничен, а с другой - каждая страна вынуждена так или иначе четко определять правила игры, по которым интернет живет на ее территории и юрисдикции. Когда Россию пытаются обвинять в попытках ограничить деятельность интернета на территории страны, это большое лукавство, потому что подавляющее большинство стран, заботящихся о своем цифровом суверенитете, устанавливают требования и нормы деятельности ИТ у себя на территории", - рассказал депутат от партии "Единая Россия" Александр Хинштейн.
По его словам, сегодня ИТ-гиганты являются, по сути, одним из ключевых факторов, влияющих на информационное пространство и информационную картину мира. "Огромные возможности и огромные бюджеты, которые есть у ИТ-гигантов, их взаимоаффилированность, когда одни и те же крупные владельцы являются собственниками разных, но крайне влиятельных цифровых сущностей, конечно же, заставляет государство на эти процессы реагировать, чтобы не стать заложниками в этой чужой и не всегда понятной игре", - сообщил Александр Хинштейн.
При этом, по его оценке, законодательство РФ по регулированию сферы деятельности информационных технологий и цифровых коммуникаций одно из самых либеральных. "Законодательство разных стан развивается по-разному. Это антимонопольное регулирование и борьба с доминирующим положением платформ, вопросы регулирования и устранения деструктивного контента. Мы в Российской Федерации также развиваем законодательство в этом направлении, но хочу сразу отметить, что оно является одним из наиболее либеральных на фоне других, казалось бы, развитых и демократических государств. Тем ни менее, разрабатывая законодательные инициативы, мы всегда изучаем и анализируем иностранный опыт, с тем чтобы учиться на чужих ошибках", - рассказал Александр Хинштейн. Он подчеркнул, что Госдума собирается принять данный законопроект до конца текущего созыва.
Напомним, что ранее Александр Хинштейн сообщил в личном Telegram-канале о подготовке и скором внесении в Госдуму законопроекта, который обяжет зарубежные интернет-компании с ежедневной аудиторией от 500 тыс. человек открывать в России официальные представительства. За отказ открывать офисы в стране глобальным компаниям грозят запретить рекламу, перекрыть поступление платежей от рекламодателей (см. новость ComNews от 14 мая 2021 г.).
Директор АНО "Центр компетенций по глобальной IT-кооперации" Вадим Глущенко представил результаты исследования о мировом опыте регулирования глобальных цифровых платформ, в котором нашла отражение политика 11 стран (Россия, США, Китай, Бразилия, Турция, Германия, Южная Корея, Япония, Франция, Индия и Великобритания), а также подходы 13 международных организаций и интеграционных объединений, рассматривающих проблематику электронных платформ (Евросоюз, БРИКС, Евразийский экономический союз, Организация экономического сотрудничества и развития и др.). Под цифровыми платформами при этом понимаются социальные сети, платформы электронной коммерции, поисковые агрегаторы, облачные хранилища и почтовые службы.
Вадим Глущенко рассказал также об опыте Европейского союза, где, по его словам, к вопросу регулирования деятельности иностранных компаний всегда относятся весьма серьезно и ревностно. "Наверное, многие знают о масштабной реформе регулирования рынка цифровых услуг, которую Евросоюз затеял в прошлом году. В европейских институтах сейчас в самом разгаре работа над проектами Акта о цифровых услугах и Акта о цифровых рынках. Это документ, нацеленный на повышение ответственности компаний - владельцев цифровых платформ, в том числе за размещаемый на них контент, обеспечение полной прозрачности их деятельности и подотчетность. В контексте вопроса "о приземлении" глобальных цифровых платформ стоит напомнить, что соблюдения законодательства могут добиваться только те страны Евросоюза, в которых расположены штаб-квартиры компаний-гигантов. Например, штаб-квартиры компаний Facebook и Google расположены только в Ирландии. В связи с чем только данная страна имеет право применять к ним санкции и требовать удаления неподобающего контента. В этой связи статья 11 упомянутого Акта о цифровых услугах, которая называется "Юридические представители" (legal representatives), требует, чтобы компании - владельцы цифровых платформ, не имеющие представительства в Евросоюзе, назначали официального уполномоченного представителя. Это может быть физическое или юридическое лицо в одной из стран, где эти компании оказывают свои услуги. Именно к нему будут обращаться власти страны ЕС и Еврокомиссия по всем вопросам, связанным с выполнением или невыполнением компанией обязательств в рамках Акта о цифровых услугах. Несмотря на то что данный документ имеет пока статус законопроекта, на его утверждение обычно уходит от года до двух, подход Еврокомиссии свидетельствует об озабоченности данным вопросом, и в случае если такой документ будет принят с таким положением, то, соответственно, 27 стран Евросоюза будут идти по этому пути", - рассказал Вадим Глущенко.
Глава рабочей группы Общественной палаты РФ по законодательству в сфере интернет-технологий и цифровизации Вадим Виноградов подчеркнул, что принятие закона позволит привлечь в бюджет дополнительные средства за счет налогов с иностранных компаний. "По России рынок digital-рекламы наполовину принадлежит иностранным компаниям. Это примерно 90 млрд руб. Соответственно, пока никакие налоги не платятся", - объяснил Вадим Виноградов.
Представитель компании, попадающей под действие закона, AliExpress, сообщил, что AliExpress в России - это совместное предприятие "AliExpress Россия", в 2019 г. созданное российскими компаниями "МегаФон", РФПИ и Mail.ru Group и китайской Alibaba с долей российского участия 52%. "Операционная деятельность компании осуществляется российским юридическим лицом ООО "Алибаба.ком (РУ)", а торговая деятельность переведена на российский домен .RU. Все российские пользователи покупают товары только на сайте aliexpress.ru, с сайта aliexpress.com все пользователи из России автоматически переправляются на российский локальный сайт", - объяснили в пресс-службе AliExpress.
В юридической фирме "Редль и партнеры" относительно "либеральности" российского законодательства в вопросе регулирования деятельности цифровых платформ заявили, что по крайней мере в некоторых аспектах российское законодательство в данной сфере, действительно, можно назвать более либеральным по сравнению с аналогичным законодательством других государств. "Например, в Европейском союзе установлены очень жесткие меры ответственности за нарушение требований об обработке персональных данных, закрепленных Общим регламентом по защите данных (General Data Protection Regulation, GDPR). Санкции за нарушения таких требований в размере нескольких миллионов евро применяются к крупным интернет-ресурсам, таким как Google и Facebook. Также в качестве примера можно назвать недавно принятый Европарламентом закон, обязавший интернет-компании во внесудебном порядке удалять или блокировать контент, помеченный как террористический, в течение часа с момента соответствующего уведомления национальных властей. Кроме того, на рассмотрении органов ЕС находится ряд инициатив, которые направлены на введение новых жестких требований к интернет-гигантам. В частности, речь идет о проектах Закона о цифровых услугах (Digital Services Act) и Закона о цифровых рынках (Digital Markets Act). Среди прочего, крупнейшие ИТ-компании - в первую очередь речь идет об американских корпорациях - планируют обязать заблаговременно уведомлять власти ЕС о любых планируемых слияниях или поглощениях, делиться некоторыми данными с регулирующими органами ЕС и конкурентами, запретить им пользоваться льготами в отношении собственных услуг на их сайтах или платформах в ущерб конкурентам и т.д. Всё это может значительно усложнить работу интернет-гигантов на европейском рынке", - рассказали в ООО "Редль и партнеры".
По прогнозам представителя компании "Редль и партнеры", требование к иностранным ИТ-компаниям об открытии в РФ филиала или представительства или об учреждении в РФ дочернего юридического лица может вступить в силу с 1 января 2022 г., как предусмотрено самим документом (ст.19 проекта). Остальные положения законопроекта, по оценке компании, могут вступить в силу со дня официального опубликования документа в случае его принятия. "Едва ли в настоящий момент можно прогнозировать, насколько быстро пройдет рассмотрение документа законодательными органами. Как показывает практика, такая процедура может проходить в самые разные сроки. Исходя из последней практики наложения санкций на интернет-компании, например замедление работы соцсети Twitter, можно предположить, что Роскомнадзор (РКН) будет достаточно строго требовать от таких компаний соблюдения новых правил. Достичь этого позволяют широкие полномочия в части привлечения к ответственности, которыми законопроект наделяет РКН. Иностранные интернет-компании заинтересованы в российских пользователях, однако они далеко не всегда своевременно исполняют предписания Роскомнадзора, что вызывает негативную реакцию со стороны Службы. В данном случае мы, вероятнее всего, будем наблюдать ту же ситуацию, однако на сегодняшний день едва ли можно делать прогнозы по поводу возможного количества компаний, которые уйдут с российского рынка в связи с принятием новых правил. Ответ на этот вопрос покажет время", - отметил представитель ООО "Редль и партнеры".
Владелец IT-legal компании "Катков и партнеры", член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Павел Катков считает, что сложно оценить уровень строгости российского законодательства в вопросах регулирования интернет-бизнеса по сравнению с другими странами, потому что само это регулирование, как массовое явление, началось относительно недавно, последние лет 10. "До того оно было точечным, законодатель не вполне понимал, с чем имеет дело. Могу сказать лишь, что я не слышал, чтобы, например, в США интернет-ресурс был обязан открыть представительство, чтобы вести деятельность - хотя допускаю, что могу не знать каких-то тонкостей заокеанского регулирования. В любом случае, рано или поздно вывод "в офлайн" состоялся бы, так как любое новое явление, даже изменяющее правовую систему, должно вместе с тем в нее встраиваться. Обычно такие законы вступают в силу с первого числа одного из ближайших месяцев. Полагаю, если закон примут в эту парламентскую сессию, то это может быть 1 января 2022 г. или более близкий срок", - объяснил Павел Катков.
Партнер юридической фирмы Axis Pravo Алексей Сулин подчеркивает, что ни одно государство не может мириться с игнорированием своих законодательных требований участниками рынка, пусть даже речь идет о глобальных ИТ-компаниях. Вместе с тем, по его словам, развитие технологий может поставить под вопрос возможности властей по контролю за интернет-сферой. "В текущий момент у государства есть рычаги воздействия на ИТ-компании в виде блокировки или замедления скорости работы сервисов - штрафы едва ли можно рассматривать в качестве достаточного мотиватора. Поэтому, вероятно, технологические компании примут новые правила игры российских властей. Несмотря на небольшой рынок, это все равно прибыль, и отказываться от нее компании не будут. Ведь извлечение прибыли - это то, ради чего коммерческие компании создаются. Однако нужно учесть, что как только технологии позволят безболезненно избегать требований властей, поведение ИТ-компаний может измениться. Представительство можно как открыть, так и закрыть. Хотя с позиции здравого смысла требование о наличии офиса в стране присутствия является вполне адекватным", - рассказал Алексей Сулин.