Роскомнадзор проследит за рекламными отчислениями, которые за год принесут в бюджет более 10 млрд руб.

7 марта Минцифры опубликовало проект постановления на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов. В пояснительной записке к документу сказано, что принятие проекта постановления будет способствовать достижению целей государственной программы РФ "Информационное общество" и реализации национального проекта "Экономика данных и цифровая трансформация государства".
"Реализация проекта постановления не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета. Осуществление полномочий, предусмотренных проектом постановления, будет обеспечено в пределах штатной численности Роскомнадзора путем доработки единой информационной системы учета оборота рекламы в сети "Интернет". Необходимые бюджетные ассигнования на доработку указанной информационной системы будут изысканы в рамках предусмотренных Федеральным законом от 30 ноября 2024 г. №419-ФЗ "О федеральном бюджете на 2025 г. и на плановый период 2026 и 2027 гг." бюджетных ассигнований на предоставление субсидии федеральному государственному унитарному предприятию "Главный радиочастотный центр" (КБК 096 0410 23 4 03 64560 812)", - говорится в пояснительной записке.
С 1 апреля 2025 г. в России вводится налог на интернет-рекламу в размере 3% от квартальной выручки. Это предусмотрено Федеральным законом №479-ФЗ от 26 декабря 2024 г.
Налог обязаны уплачивать:
- Рекламораспространители - блогеры, владельцы сайтов и любые другие лица, размещающие рекламные материалы.
- Операторы рекламных платформ - компании, такие как ООО "Яндекс", ООО "Интернет Решения" (Ozon) и другие организации, зарегистрированные на портале Роскомнадзора.
- Рекламные агентства - организации, занимающиеся размещением рекламы для клиентов.
- Рекламодатели - российские компании, работающие с иностранными партнерами.От налога освобождаются:
- Федеральные телеканалы, радиостанции и информационные агентства - такие площадки не подпадают под требования налогообложения.
- Сайты СМИ, соответствующие установленным критериям (например, с государственным участием, финансируемые из бюджета или выпускающие периодические издания).
- Маркетплейсы - так как они продвигают товары, а не размещают рекламу напрямую.
Директор Ассоциации профессиональных пользователей социальных сетей и мессенджеров (АППСИМ) Владимир Зыков рассказал, что в России реклама стала значительно дороже: "Сначала был увеличен НДС на 2%, что составило 20%. Теперь добавились еще и обязательные отчисления в размере 3%. Таким образом, стоимость рекламы возросла до 23%. Несмотря на то, что эти 3% не являются налогом, а лишь обязательным отчислением, за год они принесут в бюджет более 10 млрд руб. В условиях дефицита средств экономисты искали дополнительные источники дохода. Одним из таких решений стал данный сбор".
Председатель совета Национальной ассоциации блогеров Мария Терентьева-Галицких сообщила, что для некоторых членов ассоциации реклама - это и основной источник монетизации, и источник дохода. "Мы пристально следим за всем, что происходит, разбираемся со всеми законами, участвуем в их обсуждениях. И для нас это важная тема. Также мы сотрудничаем с рекламными биржами, с операторами рекламных данных, социальными сетями напрямую. Безусловно, реклама - важный аспект заработка, монетизации блогеров", - считает она.
Мария Терентьева-Галицких отметила, что стоимость рекламы очевидно увеличится на 3%, хотя в большинстве случаев этот процент взимается с посредников и рекламораспространителей - тех, кто получает доход в этой цепочке: "Однако если рекламодатель размещает рекламу на иностранных платформах напрямую, без посредников, например в Telegram Ads, он также будет оплачивать этот взнос. В любом случае, стоимость рекламы увеличится, и это неизбежно. Рекламодатель будет платить за рекламу больше, чтобы все остальные могли передать эти 3% государству".
Операционный директор ООО "Проактивити" ("Рейтинг Рунета") Анатолий Денисов рассказал, что в конце 2024 г. "Рейтинг Рунета" опубликовал результаты исследования рынка компаний, оказывающих цифровые услуги. "По нашим данным, действующих компаний было 3504, из которых оказанием рекламных услуг в той или иной форме занимаются 1613. Этот закон коснется всех их, поскольку налог должны будут платить не только непосредственные распространители рекламы, например рекламная система, но и те, кто занимается управлением этой рекламой и получает за это вознаграждение", - сказал он.
Управляющий директор "Hybrid Россия" Дмитрий Федосеев подтвердил, что в России существует множество рекламных агентств, включая как крупные, так и средние и мелкие компании: "Точное количество агентств, специализирующихся на интернет-рекламе, исчисляется тысячами. Рассматриваемая законодательная инициатива затронет весь рынок рекламы".
