Школы жаждут отечественного ПО
Конференцию открыл директор Центра по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий (ЦКИКТ) Илья Массух и напомнил, что история перехода на российское ПО началась в 2014 г. по предложению президента РФ. Он согласился, что многое зарубежное ПО лучше, чем российское, однако у них были десятилетия для развития. "Меня не нужно убеждать, что Windows лучше, чем какое-то отечественное ПО. Я это и так знаю, но они уже развиваются 30 лет с помощью обратной связи от нас, пользователей. Потому важно начать пользоваться отечественным ПО и передавать обратную связь разработчикам. Уверяю вас, что наши разработчики в большинстве своем очень восприимчивы и к критике, и к практике использования. Заставить что-то поменять Microsoft в угоду нашему образованию или медицине просто нереально. А попросить российских разработчиков сделать какую-то адаптивную систему вполне возможно", - сообщил Илья Массух. По его словам, программное обеспечение, которое используется в ЕГЭ, базируется на программном обеспечении Windows, но уже до конца года планируется перевести данную платформу на отечественное обеспечение. Илья Массух также объявил о подготовке второго пакета мер по поддержке отечественного программного обеспечения.
Председатель совета директоров "Базальт СПО" Алексей Смирнов сообщил, что бизнес ждет второго пакета мер, в котором будут предусмотрены меры по отечественному школьному программному обеспечению, а также отдельные пункты по увеличению участия отечественных разработчиков в международных проектах развития свободного программного обеспечения.
Исполняющая обязанности директора ФГАО "Федеральный институт цифровой трансформации образования (ФИЦТО)" Минпросвещения России Людмила Бокова рассказала, как происходит реализация национального проекта "Цифровая образовательная среда", цель которого стоит в том, чтобы создать новую современную инфраструктуру для всех участников образовательного процесса. "Данный проект предусматривает интеграцию технологического оснащения и верифицированного контента, который можно использовать в образовательных учреждениях. Реализация проекта рассчитана до 2024 г. К этому году в российских школах должна быть внедрена современная безопасная цифровая образовательная среда, которая должна обеспечить формирование ценности к саморазвитию и самообладанию у учащихся", - объяснила Людмила Бокова. Она признала, что пандемия подстегнула процесс цифровизации и способствовала созданию "института цифровой трансформации образования".
"Цель цифровой трансформации заключается в первую очередь в том, чтобы сохранить доступность российского образования и с учетом психологического и физического развития детей повысить эффективность российского образования. Таким образом, новые технологии в образовательных учреждениях являются возможностью усовершенствовать образовательный процесс", - объяснила Людмила Бокова. Она подчеркнула, что не все технологические решения можно комфортно применить в образовательных учреждениях, но при этом основой цифровой трансформации должна стать образовательная среда, составляющими которой являются цифровая инфраструктура, цифровые образовательные ресурсы - сервисы и другие элементы.
Людмила Бокова сообщила, что, согласно целевой модели образовательной среды, прописанной в указе Министерства просвещения, государственные муниципальные образовательные организации должны в обязательном порядке быть оснащены скоростным интернетом, средствами вычислительной техники, программным обеспечением и демонстрационным оборудованием.