Skolkovo Ventures решила заняться объединением стартапов
В ближайшее время Skolkovo Ventures создаст на базе стартапов "Сколково" несколько холдингов для партнеров из различных сфер. Укрупнение стартапов необходимо, чтобы они смогли найти покупателя или выйти на биржу
Skolkovo Ventures обсуждает создание хай-тек компании в области цифровых решений для нефтегазового сектора "вместе с крупным игроком рынка", рассказал в интервью РБК глава компании Владимир Сакович. По его словам, речь идет об очень большом для России рынке, чей объем составляет $15 млрд.
"Из-за геополитики многие иностранные решения стали недоступны. За десять лет в "Сколково", в университетах, в "Роснано" и т.д. выросли хорошие технологические компании, но они нишевые, их нужно объединять", — отметил он. Кто может выступить потенциальным партнером и и о каких объектах для приобретения идет речь, он не уточнил.
Сакович напомнил, что в середине 2020 года Skolkovo Ventures создала вместе с японским стратегом Dentsu холдинг Station, который специализируется на цифровом маркетинге. Заявленный размер инвестиций создателей СП и их партнеров в первые полтора года — 1,5 млрд руб. Сейчас, по словам Саковича, идет одновременно несколько сделок по покупке стартапов в этот холдинг.
Кроме того, несколько подобных хай-тек компаний Skolkovo Ventures намерена создать в рамках соглашения с ВТБ, подписанного осенью прошлого года. Это будут компании, которые не будут напрямую связаны с банковским бизнесом, но будут его продолжением — работать в сфере больших данных, кибербезопасности и т.д., пояснил Сакович.
По его словам, объединение стартапов в одну компанию — это одна из тактик, как Skolkovo Ventures, с одной стороны, решает задачу перехода от миллиардной выручки к 10-миллиардной — именно при таком значении российской компании становится целесообразным задумываться о выходе на биржу. А с другой — делает стартапы более привлекательными для стратегического покупателя, в роли которого могли бы выступать корпорации. "Корпорации часто оправдывают свое нежелание инвестировать в стартапы тем, что у последних очень узкие продукты, а компании нужно комплексное решение. Допустим, если кто-то хочет развивать 5G, он идет в [китайскую компанию] Huawei, потому что там предоставят решение "под ключ". Крупный бизнес хочет работать с соразмерными себе подрядчиками", — пояснил глава Skolkovo Ventures.
В первую очередь, по словам Саковича, они смотрят на те стартапы, которые выросли в "Сколково". Задача — построить игроков с капитализацией примерно в $100 млн, и за три года увеличить показатель в 5 раз. Холдинги будут выкупать на себя активы по своим направлениям, за счет этого из активов смогут выйти бизнес-ангелы, венчурные фонды и те, кто завершили свой инвестиционный цикл. Часть существующих инвесторов сможет конвертировать долю в активе на долю в холдинге, могут появиться новые инвесторы вместе со Skolkovo Ventures. "Большинство этих холдингов мы стараемся создавать так, чтобы ни у кого не было контроля, это важно для долгосрочной устойчивости", — рассказал Владимир Сакович.
Как к идее отнеслись эксперты
"Корпорациям действительно интересно работать с крупными состоявшимися бизнесами, — согласен директор Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Кирилл Варламов. — Часто небольшая компания рассматривается исключительно как команда с разработкой, а это всегда в глазах крупной организации копируемо и повторимо". В то же время он считает, что описанный Skolkovo Ventures подход возможен, если крупная портфельная компания поглощает другие компании или как точечное конкретное решение относительно конкретной группы компаний. В других случаях он может иметь ряд трудностей. В частности, при объединении компаний в один холдинг могут возникнуть сложности с определением, кто будет главным, как синхронизировать стратегии развития компаний, как распределять внутренний бюджет и др. вопросы. По словам Варламова, стартапы привлекательны для корпораций в том случае, если открывают новые перспективные ниши, в которых массивные корпорации еще не преуспели. В России технологическим стартапам не хватает капитала, человеческих ресурсов и интеграции в мировые рынки; вместе с геополитическими противоречиями, инвестиционным климатом и недостаточностью правильного законодательства это приводит к тому, что перспективные стартапы редко вырастают в крупный бизнес, отметил глава ФРИИ.
Управляющий партнер венчурного фонда Typhoon Digital Development Олег Братишко считает, что идея Skolkovo Ventures ориентирована больше не на повышение интереса к стартапам со стороны крупных корпораций, а на проведение IPO объединенных холдингов и может быть заточена под хайп технологических IPO, который уже несколько лет продолжается в США. Такая схема может ускорить проведение IPO, согласна директор по коммуникациям инвестиционного акселератора HR&ED-tech Анастасия Веремьева. По ее словам, зачастую технологическим компаниям действительно не хватает усиления некоторых направлений операционной деятельности.
Однако и Веремьева, и Братишко видят риски в том, как будет реализована идея. "Вопрос только в том, как комфортно провести объединение: каждый отдельный стартап — экосистема со своими особенностями, атмосферой и ценностями. Это не только про технологии", — указала представитель HR&ED-tech.