Несмотря на заверения властей, федеральный проект "Цифровой регион" не заменил "Умный город", а существует параллельно с ним. Пока "Умный город" обгоняет "Цифровой регион": он получил концепцию и предварительные стандарты, а "Цифровой регион" за год существования еще недоработан и не получил финансирование.
© ComNews
26.02.2021

Ведомственный проект "Умный город" стартовал в пилотном режиме в конце 2018 г., видя себя частью двух нацпроектов - "Цифровая экономика" и "Жилье и городская среда". С тех пор он потерял руководителя, а также несколь­ко раз менял тре­бова­ния к го­родам и получал стандарты. А в октябре 2019 г. проект "Умный город" решили заменить на "Цифровой регион" (см. новость ComNews от 21 октября 2019 г.).

Об этом прямо сказал вице-спикер Совета Федерации, секретарь генсовета "Единой России" Андрей Турчак: "Проект "Умный город" трансформируется в "Цифровой регион".

Похоже, что проект "Умный город" выжил и даже получил концепцию (см. новость ComNews от 15 января 2021 г.), а также предварительные стандарты (см. новость ComNews от 18 января 2021 г.).

О том, что два проекта существуют параллельно, рассуждали участники VIII бизнес-форума "Smart City & Region: Цифровые технологии на пути к "умной стране".

Заместитель генерального директора АО "Русатом Инфраструктурные решения" Алексей Голубев подчеркнул, что с точки зрения управления "Умный город" и "Цифровой регион" - это принципиально разные системы. "Умный город" - это про муниципальные полномочия, которые определены ФЗ-131. Я говорю об этом, потому что 10 лет проработал главой города и администрации: там совершенно четкий и исчерпывающий набор полномочий: ни вправо, ни влево зайти нельзя. "Цифровой регион" - это государственные полномочия. Технологически мы можем делать эти проекты одинаково, но с точки зрения правовых вопросов и последствий это разные системы, и развиваться они должны по-разному, - объяснил Алексей Голубев. - Подтверждением моих слов может служить программа ООН-Хабитат (Программа Организации Объединенных Наций по населенным пунктам). Это единственная программа ООН, которая посвящена населенным пунктам. Там про умный город - про регион там ничего нет. Потому что регион - понятие растяжимое: это может быть субъект или агломерация. Я исхожу из следующего: "Умный город" точно будет жить, "Цифровой регион" тоже должен жить, потому что эти проекты решают проблему управляемости: они дают возможность получать достоверные, проверенные данные быстрее, и на основе этих данных строить соответствующие модели и эффективнее управлять объектом. Есть четкие запросы от муниципалитетов, что нужно дать инструменты управления. Государство должно создать нормативно-правовую рамку и стимулы - налоговые льготы или финансовую поддержку, чтобы стронуть паровоз с места. Дальше он поедет сам и с пути точно не сойдет".

Директор центра компетенций "Умный город. Цифровой регион" ЧРЗ "Полёт" холдинга "Росэлектроника" (ГК "Ростех") Виктория Воропаева отметила, что, не смотря на пандемию, интерес к умным городам не ослабевал. "Запрос на умные решения за этот год скорее усилился, чем ослабел. Вся жизнь происходит на уровне муниципалитетов. Соответственно, "Умный город" - это та структура, которая необходима. Да, "Цифровой регион" будет жить, и мы будем передавать туда данные, но все данные генерируются на уровне "Умного города", и именно эта система создается, - рассказала Виктория Воропаева. - Единственное, с чем мы серьезно столкнулись во время пандемии, это организационно-финансовые модели, которые позволят правильно найти финансирование на проекты. Существует множество технических решений, а в вопросах финансово-организационного управления мы сталкиваемся с серьезными сложностями. Также мы сталкиваемся со сложностью интеграции решений: когда, работая с проприетарными протоколами, некоторые производители отказываются выдавать свои протоколы под тем предлогом, что они сами напишут шлюзы, чтобы можно было интегрироваться с платформами "Умного города" и выдавать туда информацию. Мы будем решать эти проблемы на уровне кооперации с поставщиками и создания единых стандартов и организационно-финансовых моделей".

Тем временем реализация федерального проекта "Цифровой регион", который должен был стать новым проектом национальной программы "Цифровая экономика", откладывается из-за перераспределения бюджетных средств на борьбу с коронавирусом и его последствиями для экономики. Доработать федеральный проект, подготовленный рабочей группой на площадке АНО "Цифровая экономика" под руководством генерального директора "Почты России", экс-зампредседателя кабмина по "цифре" Максима Акимова, попросило Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Ведомство также выступило за перенос его рассмотрения на президентском Совете по стратегическому планированию на год - на апрель 2021 г. В частности, Минцифры попросило исключить из источников финансирования проекта средства региональных бюджетов. Основные расходы предусматривались с 2021 г., когда из федерального бюджета предлагалось выделить на проект 7,9 млрд руб. (в 2020-м лишь 0,7 млрд руб.). Снятие с регионов расходов на их цифровизацию объясняется ожидаемыми проблемами балансировки их бюджетов: федеральный центр уже оценивает программу их поддержки в рамках национального плана по восстановлению экономики как минимум в 200 млрд руб. дотаций, и это не весь объем.

По словам директора по региональной политике АНО "Цифровая экономика" Александра Зорина, пандемия коронавируса и роль цифровых технологий в борьбе с ней в очередной раз показали, насколько важны цифровые решения для развития экономики и обеспечения безопасности жизнедеятельности россиян. "Поэтому, несмотря на перенос федпроекта на апрель 2021 г. по понятным нам причинам, он остается важным для ускоренной цифровой трансформации субъектов и не потеряет своей актуальности", - добавил он. В АНО "Цифровая экономика" рассчитывают потратить полученное время на доработку федерального проекта совместно с Минкомсвязью и другими органами власти, чтобы в 2021 г. максимально оперативно его рассмотреть и утвердить.

Новости из связанных рубрик