Робот вместо юриста
Как сообщает пресс-служба Сбера, с помощью робота-юриста, разработанного в правовом департаменте Сбербанка, за восемь месяцев эксплуатации подготовлено свыше 2,5 млн юридических заключений. Робот позволяет значительно ускорять бизнес-процессы и избегать ошибок при ручной обработке больших массивов данных и проверке информации о контрагентах. Процесс анализа одного юридического лица занимает в среднем семь минут.
Робот проверяет контрагентов путем распознавания и извлечения из документов юридически значимой информации. Происходит проверка сведений о банкротстве, ликвидации и реорганизации юридических лиц, корректности сведений, содержащихся в выписке из ЕГРЮЛ, полномочий подписанта на заключение сделки и многих других параметров. Система анализирует информацию из более чем 10 документов.
Как пояснили в пресс-службе, результат проверки правоспособности - не просто ответ "кредитовать" или "отказать в кредите", а выводы по ключевым риск-метрикам клиента. Правовой риск описывается максимально подробно с учетом различных аспектов, в том числе обоснования и уровня риска, оценки возможности устранить и минимизировать риск.
Разработка может быть широко востребована на рынке в различных областях бизнеса, а именно - везде, где требуется проверка правоспособности клиентов и контрагентов.
"Обрабатывая большие массивы данных, робот-юрист позволяет бизнесу принимать решения в кратчайшие сроки. Робот служит для юристов мощным подспорьем. Он берет на себя рутинные процессы, освобождая время сотрудников на новые задачи, связанные с ростом бизнеса, на интеллектуальную и творческую работу. Разработка и патентование робота - это не только путь к повышению эффективности процессов, но и прорыв на рынке LegalTech. Сбер справился с задачей, которую долгое время рынок во всем мире считал одной из самых сложных", - объясняет первый заместитель председателя правления Сбербанка Александр Ведяхин.
Сбер не разглашает, сколько стоила разработка данного решения. По сообщению пресс-службы, разработка велась преимущественно силами правового департамента Сбербанка. В первую очередь решение используется внутри Сбербанка, однако, как сообщили в пресс-службе, решение будет актуальным для крупного бизнеса, компаний финансового и страхового секторов. При этом точность выдаваемых с помощью робота-юриста заключений не ниже, чем у заключений, подготовленных только с участием человека.
Представитель пресс-службы банка заявил, что рынок ждет настоящая цифровая трансформация: произойдет переход от простой автоматизации и использования конструкторов документов к полноценному использованию искусственного интеллекта. "Сегодня ключевыми в области правовых технологий можно назвать следующие тенденции: искусственный интеллект способен решать правовые задачи, искусственный интеллект становится обязательной составляющей всех процессов в бизнесе, специалисты начинают работать и сотрудничать в новых форматах - более творческих и интеллектуальных", - рассказал представитель пресс-службы. По его словам, решение о патентовании принято для защиты уникальных технологий, которые Сбербанк разработал первым в России.
"На рынке существует тренд на автоматизацию рутинных операций. Большинству компаний становится очевидно, что рутинные процессы намного дешевле и быстрее выполнять с помощью автоматизированных решений: они позволяют сделать их более прозрачными, ускорить обработку информации, повысить уровень удовлетворенности сотрудников, чье рабочее время высвобождается под более интеллектуальные задачи, а самое главное, существенно сэкономить операционные расходы компании. Как правило, компании самостоятельно оценивают, какие процессы требуют автоматизации, исходя из количества задач и длительности их решения", - рассказывает директор по маркетингу корпоративного бизнеса ПАО "МегаФон" Павел Захаров.
По его словам, распознавание входящих документов и формирование типовых исходящих документов, как и процесс проверки контрагента, тоже можно отнести к рутинным операциям. "Для оптимизации процесса их выполнения "МегаФон" разработал продукт "Цифровой бэк-офис". Проверив эффективность решений внутри компании, "МегаФон" вывел продукт на рынок. Он состоит из нескольких элементов. "Конструктор документов" сокращает время на подготовку типовых документов с 30-40 до двух-пяти минут, при этом число ошибок снижается в два-три раза. "Судебная платформа" сокращает время на подготовку ответов на запросы государственных органов, претензии или судебные иски до 20 секунд. Это позволяет повысить явку юристов в суды и дает возможность более детально прорабатывать те задачи, которые действительно требуют решений человека", - сообщил Павел Захаров.
Основатель и генеральный директор IT-компании Oxygen Павел Кулаков считает, что с точки зрения использования процесс проверки правоспособности обязан быть простым, так как его основная задача, как и любого ПО – повысить эффективность работы конечного пользователя. "Но с точки зрения платформы и разработки ПО – он по-настоящему сложный. Именно поэтому таких решений на рынке совсем немного. Думаю, что у многих компаний элементы этих решений стоят внутри корпоративных ИТ-систем и в какой-то мере имплементированы в бизнес процессы, но на уровне внедрения в ежедневные рабочие процессы - это прорывной кейс. На примере нашего дата –центра мы видим, что ИИ все шире применяется для автоматизации процессов юридической оценки компаний, мы видим растущие запросы заказчиков по реализации подобного продукта в нашем ЦОДе как непосредственно на серверах, так и в облаке. К примеру, в нем реализуют свои продукты и ряд дочек Сбербанка", -говорит Павел Кулаков.