Беспилотники выехали из "Яндекса"
"Яндекс" выделяет направление беспилотных автомобилей в отдельную компанию Yandex Self-Driving Group (Yandex SDG). Сейчас это направление входит в группу компаний "Яндекс.Такси". "Яндекс" дополнительно инвестирует в новую компанию $150 млн: после реструктуризации "Яндекс" выкупит часть доли Uber в Yandex SDG, а также дополнительно инвестирует в новую компанию $100 млн и выдаст конвертируемый заем еще на $50 млн. В результате доля "Яндекса" в Yandex SDG составит 73%, доля Uber - 19%, оставшиеся акции пойдут на мотивационную программу для сотрудников. Руководитель направления беспилотных автомобилей Дмитрий Полищук станет исполнительным директором Yandex SDG", - сообщила пресс-служба компании.
"Мы гордимся успехами нашего направления беспилотных автомобилей. Всего за три года нам удалось создать одну из лучших в мире технологий беспилотного транспорта. Это стратегически важное направление для "Яндекса", поэтому мы увеличиваем долю в нем и вкладываемся в его развитие. Дополнительные инвестиции позволят команде вывести на новый уровень отличный продукт, который принесет пользу экосистеме сервисов "Яндекса" и сможет реализовать коммерческий потенциал за пределами компании, в том числе на международном рынке", - говорит руководитель группы компаний "Яндекс" Аркадий Волож.
"Яндекс" испытал первые прототипы беспилотных автомобилей весной 2017 г. Сегодня 130 беспилотных машин "Яндекса" ездят по дорогам общего пользования в России, США и Израиле. Они преодолели уже более 7 млн км в автономном режиме. В Иннополисе работает первая в Европе служба беспилотного такси, которое перевозит пассажиров без водителя за рулем. Кроме того, в 2019 г. команда направления беспилотных автомобилей представила самоуправляемого робота-курьера "Яндекс.Ровера". Он уже работает в Сколково - перевозит документы и небольшие грузы и в будущем может пригодиться для доставки посылок из интернет-магазинов, продуктов или готовой еды", - рассказала пресс-служба "Яндекса".
Кроме того, каршеринг "Яндекс.Драйв" станет частью группы компаний "Яндекс.Такси". "Интеграция позволит сервисам совместно развивать общие для них технологии безопасности и совершенствовать систему управления парком автомобилей, а также откроет новые возможности для пользователей и партнеров. Команда "Драйва" под руководством Антона Рязанова продолжит работать над сервисом каршеринга и мобильным приложением "Яндекс.Драйва", - сообщила пресс-служба "Яндекса". - В недавно вышедшем приложении "Яндекс Go", которое пришло на смену приложению "Такси", уже появилась возможность выбрать и забронировать машину "Яндекс.Драйва". Благодаря этому у пользователей стало больше вариантов добраться из одной точки в другую, доступных в одном приложении. Они могут взглянуть на карту и решить, на чем сейчас удобнее доехать в нужное место - на такси или на каршеринге. Интеграция "Драйва" позволит водителям, подключенным к "Яндекс Go", на короткий срок арендовать машины каршеринга. Сейчас в Москве уже идет такой эксперимент: водители могут брать в аренду машины премиальных классов в "Яндекс.Драйве" для перевозки пассажиров. "Яндекс.Драйв" запустился в феврале 2018 г. "Драйв" работает в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Сочи".
Исполнительный директор "Цифра.Роботикс" Дмитрий Клебанов полагает, что "Яндекс" решил выделить беспилотники в отдельную компанию, потому что уровень технической готовности решений роботизации беспилотного транспорта от "Яндекса" достиг того уровня, что они стали иметь самостоятельную ценность для компании. "Поэтому "Яндекс" и предложил выкупить долю у Uber и начать коммерциализировать и развивать бизнес беспилотников как отдельный бизнес-юнит. То есть у "Яндекса" две цели - привлечение финансирования и ставка на развитие направления беспилотников. Я считаю, что большие перспективы рынка применения беспилотного транспорта - на промышленных предприятиях, включая горнодобывающую отрасль, где мы оцениваем, что темпы роста количества беспилотных самосвалов соответствуют CAGR - 38 % на горизонте 2020-2025 гг. Насколько мне известно, "Яндекс" не планировал разрабатывать решения для специального транспорта для промышленности, а ориентируется на рынок роботизированных легковых автомобилей. Но на прошлой неделе премьер-министр Михаил Мишустин предложил "Яндексу" поучаствовать и выступить технологическим партнером в проекте освоения Баимского месторождения, где "Яндекс" мог бы свой опыт применения беспилотников перенести на грузоперевозки карьерным транспортом. Возможно, это предложение как-либо изменило отношение "Яндекса" к применению беспилотников в промышленности. Возможности развития рынка беспилотного транспорта для применения на дорогах общего назначения зависит от формирования нормативной базы применения беспилотников, которая сейчас не определена", - прокомментировал Дмитрий Клебанов.
Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын напомнил, что "Яндекс" давно огласил курс на выращивание "единорогов" внутри компании и последующего спин-оффа (выделение направления в самостоятельное юрлицо). "Поскольку россияне все уже в интернете, возможности органического роста у нас исчерпаны. Для роста по модели Google и Facebook на глобальных рынках ресурсов недостаточно, потому что там придется сражаться с Google и Facebook на чужой территории. Соответственно, "Яндексу" приходится расширяться в секторы, примыкающие к его компетенциям, но лишь отчасти. И в этих секторах конкуренция тоже будет носить куда более жесткий характер, чем в привычном поиске. Подавляющего технологического перевеса, как в поиске, где "Яндекс" в России 20 лет не знает себе равных, в этих новых отраслях у него нет. Зато там есть конкуренты вроде Сбербанка и Mail.Ru, которым тоже надо расти. И успех новых направлений совершенно не гарантирован. Чтобы не утонуть в разнородном бизнесе, компания превращается в холдинг. Кстати, и создатели Google, Пейдж и Брин, в итоге создали холдинг Alphabet, поручили его профессиональным менеджерам, а сами ушли заниматься новыми направлениями, - рассказывает Леонид Делицын. - Что такое рынок беспилотных авто, пока не очень ясно. Скорее всего, производить сами автомобили будет партнер. "Яндекс" и его конкуренты будут разрабатывать систему управления, то есть софт. Но чтобы автомобиль продавался, нужны еще дистрибуция и маркетинг, в которых у традиционных автопроизводителей есть наработанные компетенции. Многое зависит от того, кто будет покупателем автомобилей и зачем. Если физлица вообще перестанут покупать авто или будут приобретать только как инвестиционные инструменты, а основным потребителем будет каршеринг, то перспективы беспилотника под собственным брендом кажутся очень хорошими. Впрочем, пока акции "Яндекса" растут так, как они растут сейчас, обзавестись "Яндексмобилем" будет рад любой. Однако вероятен и вариант, когда автомобили будут выпускаться под традиционными брендами, а "Яндекс" станет лишь поставщиком технологий. Такой вариант требует меньших затрат, хотя и прибыль от поставок технологий может оказаться скромной".
Аналитик "Фридом Финанса" Евгений Миронюк отметил, что развитие сервисов группы "Яндекс" привело к тому, что они начали конкурировать преимущественно с зарубежными высокотехнологичными компаниями. "Реальную конкуренцию в России им составляют лишь "Mail.ru" и проекты экосистемы Сбербанка. Глобальным трендом является частичная или полная автоматизация процесса управления автомобилем. Для того чтобы технологическое отставание "Яндекс" не начало усиливаться, компания еще в 2017 г. испытала первые прототипы беспилотных автомобилей. Важность этого направления сейчас подчеркивается выделением направления беспилотных автомобилей в отдельную компанию. О том, сколько в перспективе может стоить подобная компания, говорит пример Argo Ai. Почти все крупнейшие производители развивают собственные или совместные проекты беспилотного вождения. Например, Volkswagen присоединяется к Ford и инвестирует в Argo AI - компанию по производству автономного транспорта, которая уже оценивается в $7 млрд. Только в июне немецкий автопроизводитель инвестировал $2,6 млрд в данный стартап из Питсбурга, - комментирует Евгений Миронюк. - Другая компания по разработке технологий автономного вождения, Waymo, развивает масштабное партнерство с Fiat Chrysler, начавшееся год назад, чтобы вывести на рынок легкие коммерческие автомобили, беспилотные автомобили, пикапы и внедорожники. Также в процесс разработки вовлечена PSA Group. "Яндекс" пока не может похвастаться столь представительными партнерами, но не исключает привлечения внешнего финансирования. Синергетический эффект экосистемы "Яндекса" при удачном завершении разработки беспилотных решений позволит вывести на рынок прорывной продукт для бизнеса и частных клиентов. Можно с уверенностью сказать, что целью является в большей степени возможность предложить его на зарубежные рынки ввиду сохраняющихся ограничений на использование беспилотных автомобилей в России".
Аналитик "ИК Велес Капитал" Артем Михайлин полагает, что данные структурные изменения ожидаемы, но все равно являются позитивными. "Впоследствии сделок доля "Яндекса" вырастет в двух ключевых активах - такси и SDG. Изменения будут учтены уже в результатах III квартала, которые компания должна представить во второй половине октября. На совокупные финансовые результаты холдинга реструктуризация не окажет влияния. К текущей дате "Яндекс" уже вложил около $65 млн в данный сегмент, включая $20 млн в первом полугодии. Согласно нашим оценкам, в нынешнем году убыток self-driving должен был вырасти в два раза до 3 млрд руб. Первую выручку в 55 млн руб. сегмент получил по итогам II квартала. Всего у "Яндекса" 130 автономных машин, и планируется увеличить парк еще на 70 шт. до конца года. SDG является многообещающим подразделением, а первые крупные проекты могут быть запущены уже в 2024-2025 гг., по мере развития законодательной базы. Размер денежных средств на балансе у "Яндекса" на конец II квартала составил более 200 млрд руб., что позволяет легко осуществить подобную сделку, - комментирует Артем Михайлин. - Каршеринг "Яндекс.Драйв" будет передан СП "Яндекс.Такси", и его показатели начнут отражаться отдельно в результатах сегмента такси. "Яндекс" рассчитывает на синергию между бизнесами такси и каршеринга в рамках недавно запущенного единого приложения "Яндекс.Go". Благодаря включению "Драйва" в состав СП доля "Яндекса" в нем вырастет с 59,3% до 61,7%, а доля Uber снизится с 36,6% до 33,5%. По итогам этого года выручка "Яндекс.Драйва" может составить около 12 млрд руб., при этом сервис продолжает генерировать значительный убыток на уровне скор. EBITDA. Мы положительно оцениваем реструктуризацию и рост доли "Яндекса" в активах. Полагаем, что она соответствует долгосрочной стратегии компании".