Россияне приобрели новые цифровые привычки в коронакризис
"Все эти тренды были давно очевидны, и пандемия только придала им ускорение", - сказал представитель ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн"). Согласно исследованию компании, на самоизоляции выросло количество людей, которые пользовались сервисами заказа быстрой доставки еды из ресторанов и кафе. По данным "Билайна", количество пользователей таких сервисов, как "Яндекс.Еда" и Delivery Club, по сравнению с предыдущими месяцами выросло на 35,5%.
"В этот период самоизоляции пользователи также стали больше заходить на сайты тематики 18+. Количество посещений таких сайтов выросло по сравнению с предыдущими периодами на 57,9%. Самый активный интерес к такому виду развлечений проявляют пользователи в возрасте 30-40 лет", - говорится в исследовании "Билайна".
По данным ПАО "МТС", во время режима самоизоляции во всех крупнейших городах России вырос спрос и на другие цифровые решения в целом по сравнению со средними значениями прошлого года. Максимальный рост - в три раза - зафиксирован в Приволжском федеральном округе: в Самаре, Казани, Уфе и Нижнем Новгороде. Минимальный - в Москве (на 56%).
"Находясь дома, люди значительно чаще обращались к кино- и видеосервисам, а также киберспортивным и геймерским платформам. Количество обращений к таким ресурсам выросло в среднем в четыре раза по сравнению с 2019 г.", - сообщил представитель МТС. Кроме того, россияне чаще пользовались интернет-магазинами (средний рост посещаемости - 146%), образовательными онлайн-ресурсами (131%), видеосвязью и сервисами для удаленной работы (90%). Рост более 30% наблюдался и в прочих категориях, таких, как банковские приложения и финтех, госресурсы, телемедицинские сервисы, социальные сети и мессенджеры. Такой аналитикой поделились в МТС.
У Tele2 на пике роста (в первые недели апреля) количество пользователей сервисов доставки как направления в целом увеличилось на 42%, а число заказов - на 25% по сравнению с докарантинными значениями. Количество пользователей образовательных и развлекательных сайтов, таких как Arzamas, Coursera, "Открытое образование", Storytel, Skyeng, Bookmate, Wink, Okko, "Кинопоиск"), показало большую динамику в сравнении с общими темпами роста сервисов доставки.
"Число клиентов, которые проводили время на этих ресурсах, увеличилось в 2,3 раза на пике самоизоляции, количество посещений - в пять раз. Среди анализируемых пользователей этого контента 72% абонентов выбирали онлайн-кинотеатры, 19% - образовательные сайты, 8% пользователей читали книги и 1% посещали интернет-порталы музеев и театров", - предоставил метрики представитель пресс-службы Tele2. В середине мая оператор фиксировал усталость пользователей от онлайна: число уникальных пользователей снизилось в семь раз по сравнению с максимальными карантинными значениями, однако самоизоляция сформировала у пользователей устойчивую потребность в цифровых сервисах. "Даже после возвращения жизни в обычное русло пользование удобными услугами и потребление развлекательно-образовательного контента будет выше докарантинных значений", - уверены в Tele2.
По словам директора по маркетингу корпоративного бизнеса ПАО "МегаФон" Павла Захарова, спрос на бесконтактное взаимодействие как между людьми, так и между бизнесом и потребителем уже сформировался. "Это даст толчок развитию решений на базе искусственного интеллекта и машинного зрения. В сфере ретейла видеоаналитика сообщит, если на полке закончился тот или иной товар. Если раньше формат магазинов без продавцов казался футуристическим проектом, то на фоне пандемии он обретает вполне реальные черты", - приводит примеры представитель "МегаФона". К актуальным технологиям и трендам постпандемии он также отнес голосовых роботов, решения по кибербезопасности, big data для аналитики потребительских предпочтений, а также облачные решения - от сервиса для видеоконференций и вебинаров до организации удаленных рабочих мест.
На самоизоляции россияне стали активнее пользоваться мессенджерами. Средний трафик на мобильного абонента в этой категории у "Билайна" вырос в 1,5 раза (50%). Наибольший рост по сравнению с обычным уровнем в компании зафиксировали у сервисов, у которых основной функцией является видеосвязь: средний трафик пользователя Skype увеличился в 3,2 раза, а трафик Facetime - в 2,9 раза. При этом трафик самых популярных у россиян мессенджеров WhatsApp и Viber в период самоизоляции увеличился на 42% и 52% соответственно.
"Мы увидели гигантский рост спроса на все онлайн-сервисы, прежде всего ориентированные на развлечения и видеоконтент, - рассказывает консультант агентства по исследованию телекоммуникационного рынка iKS-Consulting Максим Савватин. - А также на операторские и независимые ОТТ-сервисы, нашли спрос специализированные облачные сервисы, направленные на создание удаленных рабочих мест". Кроме того, отметил аналитик, впервые огромное количество абонентов быстро мигрировали между Москвой и регионами, а также между Москвой и МО, что заставило операторов даже в некоторых местах усиливать инфраструктуру. "Операторы оказались в условиях фактически одномоментного или коротко растянутого во времени периода перестройки потребления как основных телеком-услуг, так и запроса на ускорение потребления тех услуг и сервисов, которые были не так сильно востребованы ранее", - сказал Максим Савватин. Он считает, что часть привычек сохранятся и изменят модель потребления традиционных услуг и сервисов. Особенно этот тренд коснется ретейла, образования, подходов к организации офисной работы, потребления видеосервисов.
"Также мы постепенно увидим и возвращение к прежним, докоронавирусным, показателям классических телеком-сервисов - мобильного голоса и мобильного интернета. Помимо этого, можно ожидать и наибольшего падения в B2B-сегменте, так как эффект самоизоляции негативно сказался и на многих сферах экономики, которая еще долго будет восстанавливаться от этого кризиса", - подытожил представитель iKS-Consulting.