Начиная с 1990-х гг. специалисты и производители волоконно-оптического кабеля (ВОК) в один голос утверждали, что срок службы такого кабеля 20-25 лет. Объясняли они это потемнением волокна. По прошествии 25 лет оказалось, что потемнение ВОЛС - это миф и заменять кабель на всей протяженности магистрали компании не собираются. 
© ComNews
01.06.2020

О том, что волокно потемнеть не может, а постепенно снижает прочность из-за роста трещин на его поверхности, рассказал 28 мая на проведенной ComNews онлайн-конференции TransNet Digital Виталий Шуб, руководитель лидирующего исследовательского центра (ЛИЦ) 5G Сколковского института науки и технологий.

Он напомнил, что с мифом о потемнении волокна российская реальность столкнулась еще в середине 1990-х гг., потом выяснилось, что потемнения нет, есть нарушение технологии прокладки, например безобразное качество стыков в городской сети. "Но идея о потемнении была запущена. По физике процесса это странно. Это один из самых чистых материалов, который производится на земле. Потемнеть там физически нечему. То, что понимается под потемнением волокна, это проблема, связанная с тем, что при неправильной укладке и эксплуатации волокна в нем возникают микротрещины. С течением времени меняется коэффициент прохождения света по волокну, - объяснил Виталий Шуб, - Мы столкнулись с этой проблемой в первый раз при строительстве базовой сети "ТрансТелеКома" в конце 1990-х гг. Проблема была в сильной растяжке волокна, из-за которой пошли трещины. Это произошло с 4000 км кабеля. Скандал был погашен. После этого мы столкнулись с такой проблемой при строительстве когерентной сети ТТК и выяснили, что проблема носит вторичный характер. Для нас стало удивлением и приятным шоком то, что каким бы плохим якобы волокно ни было, в сети ТТК оно подвергалось вредным факторам, таким как вибрации и температурные перепады, но сигнал шел хорошо - это произошло в 2011 г. Сеть была запущена. Эта проблема решается использованием волокна с нужными параметрами. Старение волокна - объективный процесс, но не потемнение".

Виталий Шуб прикинул, что, если рассчитать по мировому стандарту - около $10 тыс. за километр кабеля, то понадобилось бы около $4 млрд, чтобы переложить кабель в России. "Низкая маржинальность отрасли никогда не позволит оправдать такой бизнес-кейс. Проблема может решаться установкой более мощных систем когерентной передачи, которые позволят скомпенсировать старение волокна, и точечной перепротяжкой волокна", - считает Виталий Шуб.

Руководитель Департамента маркетинга и поддержки продаж АО "Компания ТрансТелеКом" (ТТК) Илья Гуденко признался, что сеть ТТК в России - одна из самых возрастных. Он сказал, что на подавляющем большинстве участков ее возраст составляет те самые 20 лет, что, однако, не мешает этой сети осуществлять транзит данных из Москвы в Сибирь без замены кабеля. "Участки без замены волокна доходят до 4000 км, проблем нет. Для того чтобы не возникало сложностей с ВОЛС, нужно четко разделять волокна, которые использовать для транзита трафика, и волокна, которые чаще режут и используют для других сервисов. На сети РЖД, например, низкая аварийность, она составляет около 100 аварий в год на 50 тыс. км. Это немного. Ничто не указывает нам на необходимость заменить всю сеть. Дальше акционер принимает решение исходя из своих рисков, потому что она используется как технологическая сеть", - рассказал Илья Гуденко.

Генеральный директор ОАО "Супертел" (российский производитель оборудования связи) Константин Лукин согласился с надуманностью проблемы. "20 лет нас все пугали, что надо будет менять ВОЛС. Невозможно заменить 400 тыс. км оптоволоконной сети одновременно. Нужно использовать технологию задува волокна, а не прокладки его в жестком кабеле, которая позволит заменять кабель без земляных работ", - отметил он.

Директор по международным продажам HAWE Telekom Пшемыслав Гонгала поведал о ситуации в Польше. "У нас около 4000 км оптоволоконной сети. Она проложена в пластмассовых трубах, и многим ее участкам по 13-14 лет. Есть три проблемы с волокном. Первая - ухудшение работы линий из-за параметров самого стекла. Мы эту проблему не наблюдаем. Состояние нашей сети не отличается от того, в котором она была 13 лет назад. Вторая - физические обрывы оптоволокна: их надо соединить. Это может быть проблемой, если таких обрывов много. У нас есть участки, где обрывов было много, и там заменили кабель. Третий аспект, создающий наибольшие риски, - ухудшение состояния несущих тросов, оболочки кабеля и прочих конструкций. Механические свойства этих материалов ухудшаются, это может привести к тому, что кабель придется снять с эксплуатации. Я не знаю примеров, чтобы кабель сняли с эксплуатации из-за повреждения стекла, а вот из-за непрочности труб через 10-15 лет кабель выводили из эксплуатации - мне примеры известны. Производителей оптоволокна - самого стекла - мало, и его качество высокое. Но производителей оптоволоконных кабелей больше, поставщиков материалов для них еще больше, и некоторые из этих материалов по статистике могут оказаться непрочными - вот зона риска", - рассказал Пшемыслав Гонгала.

Производители оптоволокна, хотя и готовы поставить нужное количество материала покупателям, тоже не видят в этом смысла.

Генеральный директор АО "Оптиковолоконные системы" Андрей Николаев заверил, что компания готова поставить кабель для замены. "Но мы разговаривали с "Ростелекомом" на эту тему - у них нет сильного помутнения стекла, которое требовало бы замены всего кабеля целиком. Мы даем гарантию на оптоволокно, которое производим, 25 лет. Даже когда мы только запускались, пришлось на полгода перенести запуск производства именно потому, что показатели долгосрочного старения волокна у нас были неудовлетворительными, и нам пришлось корректировать технологию. Мы понимаем, что замены всех 400 тыс. км кабеля не будет. Надо ли менять - да, но точечно. Скорее будут появляться "дублеры" - другие проекты на другом волокне", - считает Андрей Николаев.

Новости из связанных рубрик