Маркетплейс "на_полке", запущенный Сбербанком и ИТ-компанией "Эвотор" в 2018 г. как сервис оптовых закупок для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, запустил каталог для физических лиц. Сейчас сервис работает в тестовом режиме с доставкой по Москве, но если эксперимент окажется успешным, он откроет прием заказов от частных покупателей также в Московской области, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Краснодаре и Екатеринбурге.
© ComNews
27.05.2020

Сервис оптовых закупок "на_полке" запустил каталог для физических лиц. Напомним, маркетплейс "на_полке" запущен Сбербанком и ИТ-компанией "Эвотор" в 2018 г. как цифровая платформа для предпринимателей, соединяющая поставщиков и представителей малого бизнеса напрямую для совершения покупок. Однако на фоне пандемии маркетплейс запустил каталог и для физических лиц. По мнению представителей пресс-службы Сбербанка, данная мера позволит поставщикам маркетплейса работать напрямую с розничными покупателями, что позволит увеличить продажи.

В каталоге для розничных покупателей более 30 категорий товаров. Средний чек розничных покупателей составляет 5000 руб., а средний чек B2B-покупателей - 15 тыс. руб. Доставка бесплатная, минимальная сумма заказа и сроки доставки зависят от условий конкретного поставщика. Минимальная сумма заказа у различных поставщиков - от 1500 руб. до 10 тыс. руб. По сообщению пресс-службы Сбербанка, чаще всего на маркетплейсе покупают воду, энергетики, снеки, шоколад и лапшу быстрого приготовления.

В случае, если тестовой режим сервиса для физических лиц с доставкой по Москве пройдет успешно, "на_полке" планирует открыть прием заказов от частных покупателей и в других регионах присутствия - в Московской области, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и Екатеринбурге.

По данным пресс-службы Сбербанка на май 2020 г., в сервисе зарегистрировано более 30 тыс. пользователей.

Как утверждает руководитель B2B-маркетплейса "на_полке" Алексей Ширяев текущие результаты работы сервиса "на_полке" с момента запуска удовлетворяют компанию. "Мы запустили сервис "на_полке" в 2018 г. За это время в нем зарегистрировалось более 30 тыс. пользователей, их количество постоянно растет. Каждый второй клиент делает повторный заказ. 30% пользователей отправляют заказы сразу по нескольким поставщикам. Оборот заказов растет ежеквартально", - поясняет он.

Среди причин, послуживших основанием для расширения функций сервиса, Алексей Ширяев называет снижение продаж поставщиков. "Сотни розничных покупателей ежедневно собирали корзины на нашем сайте, но не могли оформить заказы, так как с физическими лицами мы не работали. В то же время офлайн-продажи наших поставщиков сократились, потому что покупательский трафик в традиционной рознице упал, а некоторые торговые точки закрылись. Мы решили расширить канал сбыта для них и дать им возможность компенсировать потери. За две недели мы нашли 30 поставщиков, которые видят новые возможности в растущем розничном рынке и готовы доставлять заказы физическим лицам", - комментирует он ситуацию.

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын считает, что причина расширения бизнеса заключается в обнаружении спроса, составляющего заметную долю от оборота проекта. "У населения пока нет причин кардинально сокращать потребление, но продавцам становится труднее, а то и вовсе невозможно нас обслужить традиционным способом. На сайте маркетплейса сейчас зарегистрировано 30 тыс. клиентов, и если каждый из них в течение недели сделает заказ на 5000 руб., мы получим оборот в 1,8 млрд руб. в год", - полагает" Леонид Делицын.

Алексей Ширяев не сообщает, сколько продавцов сервис "на_полке" рассчитывает привлечь на свою площадку к концу года, объясняя это тем, что планы будут оперативно корректироваться в зависимости от результатов пилота и экономической ситуации в стране. "Сейчас на платформе более 300 поставщиков, с розничными покупателями пока работает около 30. Для них работа с розницей требует перестройки бизнес-процессов, расчетов по 54-ФЗ, кроме того, у конечных покупателей другие ожидания по уровню сервиса", - говорит он.

Сервис для физических лиц работает уже две недели. Алексей Ширяев объясняет, что по итогам двух-трех месяцев работы с розничными покупателями планируется провести аналитику результатов и корректировку планов. "Сейчас мы проверяем разные гипотезы по работе с физлицами. Например, будет ли стоимость привлечения розничного клиента, частота заказов компенсировать уменьшение среднего чека. Сохранится ли высокий спрос и после окончания карантина, будут ли физлица закупать товары "впрок" в онлайне", - поясняет Алексей Ширяев, тем не менее добавляя, что сервис "на_полке" рассчитан в первую очередь на работу с малым и средним бизнесом, и компания стремится наращивать свою долю на этом рынке.

Отмечая преимущества своей площадки по сравнению с конкурентами, Алексей Ширяев называет в первую очередь мелкооптовые цены, которые существенно ниже розничных, а также бесплатную доставку. "Кроме того, маркетплейс дает потребителям возможность выбрать поставщика по срокам доставки и минимальной сумме заказа. Сейчас для розничных покупателей открыто 30 категорий товаров. Это самые популярные товары, которые можно встретить в продуктовых магазинах: бакалея, напитки безалкогольные, молочная продукция, кондитерские изделия и др.", - объясняет он.

"Продуктовые сети сейчас неважно справляются с объемом онлайн-заказов, особенно вдали от столицы. У некоторых сетей, хорошо известных массовому потребителю, нет онлайн-магазинов. Мне как потребителю не столь важно, кто привезет мне в пункт самоизоляции 40 пятилитровых банок питьевой воды, лишь бы он их вообще привез. Кстати, выбор Москвы для пилотного проекта может быть не самым удачным, поскольку в Москве работают все", - отмечает аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын, размышляя о конкурентных преимуществах сервиса "на_полке". Он считает, что поставщики маркетплейса "на_полке" получают место на рынке благодаря возросшему спросу. Они не могут соревноваться по известности и лояльности с брендами крупных сетей, но могут доверять маркетплейсу. По мнению Леонида Делицына, доверие потребителей к Сбербанку и "Эвотору", которое распространяется на поставщиков, становится для последних значимой услугой, а бесплатная доставка является важным психологическим фактором для многих покупателей. "Когда типичная стоимость доставки крупными сетями - от 500 до 1000 руб., те, кто экономит, могут сделать выбор в пользу проекта Сбербанка и "Эвотора", - комментирует он ситуацию. По словам Леонида Делицына, количество клиентов сервиса будет зависеть от объема вложений в рекламу. "Органически можно ожидать роста до 100 тыс. клиентов, а в случае масштабной рекламной кампании - до 300 тыс., то есть десятикратно", - считает он.

"Проект явно не выстрелил, поэтому его создатели решили запрыгнуть в последний вагон пандемии и открыли двери для розничных покупателей", - считает аналитик "Фридом Финанса" Валерий Емельянов. "Есть большие сомнения в том, что сервис, который не набрал критической массы пользователей за последние два года, неожиданно увеличит обороты сейчас, когда карантин уже заканчивается. У конкурентов онлайн-выручка выросла в разы всего за пару месяцев, и они набрали достаточное число клиентов, чтобы дальше продвигаться по инерции "сарафанным" методом. У Сбербанка и "Эвотора" ничего подобного нет, и отставание от других похожих сервисов будет лишь нарастать. Есть большие сомнения, что к концу года они наберут хотя бы 100 тыс. пользователей. Разве что за счет сегмента B2B, который будет развиваться и после карантина. Но тут успех будет зависеть от множества переменных, в первую очередь от ассортимента и цен", - прогнозирует Валерий Емельянов.

Новости из связанных рубрик