"Билайн" открыл "биржу" для операторов
На текущий момент сервис является бесплатным для всех, и им могут воспользоваться любые операторы связи, включая региональных и международных игроков. "Мы не исключаем, что можем в дальнейшем монетизировать проект за счет предоставления дополнительного функционала и сервисов участникам биржи. Но в первую очередь экономический эффект от создания платформы мы планируем достичь за счет ускорения работы, повышения прозрачности рынка, естественного роста конкуренции. Зарабатывать будем за счет своей экспертизы на рынке B2O и конкурентных решений", - рассказал ComNews директор департамента по развитию фиксированного бизнеса и конвергентных решений "ВымпелКома" Александр Попов.
В сентябре прошлого года состоялся тестовый запуск платформы: компания разыграла более 1000 лотов в Москве и Санкт-Петербурге и зарегистрировала более 200 операторов связи. Участники могут создавать заявки на каналы, нумерацию, аренду позиций, а также использовать публичный API. "Мы размещаем лот - операторы предоставляют свои коммерческие предложения, а из них можно выбрать оптимальное. Это похоже на аукцион, только вместо повышения ставки вы повышаете уровень соответствия ожиданиям заказчика. Возможно, более точной аналогией будет мини-тендер - клиент видит все загруженные предложения, выбирает оптимальное. А лот - удобное и понятное название для каждого конкурса, которых будет много", - пояснил Александр Попов.
На сегодняшний день к платформе присоединилось около 200 операторов, а услугу получили уже почти 300 клиентов. До конца 2020 г. "Билайн Бизнес" планирует масштабирование "Биржи последней мили" по всей России. Эксперты компании ожидают, что к "Бирже последней мили" смогут подключиться около 1000 операторов связи по всей России. Эксперты "Билайн Бизнеса" оценивают объем рынка взаимодействия операторов по предоставлению каналов связи в городах-миллионниках, не считая Москвы и Санкт-Петербурга, примерно в 150 млн руб. в год. Как ожидают в компании, запуск сервиса позволит автоматизировать и ускорить процессы взаимодействия на данном рынке.
"Текущий процесс межоператорского взаимодействия осложнен старыми форматами коммуникации: для подключения клиента к своему узлу связи оператор ищет местных провайдеров, пишет запросы на почту, ждет ответ до 30 дней, обсуждает ценовые и технические условия. Это растянутый и не всегда результативный процесс, - объясняет необходимость запуска сервиса Александр Попов. - Если требуются нестандартные условия, то можно потратить много времени и не получить никакого результата. С запуском платформы процесс взаимодействия станет намного быстрее и прозрачнее, а благодаря участию небольших локальных операторов увеличится количество получаемых предложений. Местные провайдеры смогут настроить оповещение о новых заявках на конкретных участках, чтобы не пропустить потенциально интересные".
В 2020-2021 гг. компания планирует интенсивное развитие платформы и расширение функционала: у всех партнеров появится возможность размещения своих лотов, будет создан открытый API, добавится размещение заявок для Colocation в ЦОДах и начнется работа с зарубежными игроками. "Билайн Бизнес" также рассматривает возможность добавить в платформу средства автоматизации, интеграции SaaS-провайдеров, аналитики и других сервисов. Для получения доступа к ресурсу можно оставить заявку через сайт "Билайн" в разделе "Операторам связи".
В пресс-службе ПАО "МТС" отмечают, что подобная система у компании запущена еще в 2018 г. "Она востребована среди зарубежных операторов, для которых это привычный и удобный алгоритм межоператорского взаимодействия, - сказал представитель компании Алексей Меркутов. - Аналогичные системы делают рынок более прозрачным, и мы готовы взаимодействовать в обмене информацией с другими игроками рынка".
В ПАО "МегаФон" подобных проектов пока не планируется. Об этом сообщили в пресс-службе оператора. "В целом такая система упрощает поиск поставщиков услуг связи, однако подобные площадки пока не смогли решить ряд существенных вопросов - например, унификацию и контроль параметров качества, автоматизацию размещения заказов, работу с первичной документацией и др.", - перечисляет представитель "МегаФона".
Пресс-секретарь Tele2 (ООО "Т2 Мобайл") Дарья Колесникова отмечает, что такая платформа может быть полезна для операторов, которые активно арендуют каналы связи. "Рыночные механизмы, положенные в основу работы площадки, помогут игрокам рассчитывать на оптимальную цену. Кроме того, организатор "биржи" получает большой бонус в виде сбора полезных данных. Таким образом, мы положительно оцениваем саму идею, но стоит понаблюдать за ее реализацией и после делать вывод о жизнеспособности", - комментирует она.
Аналитик iKS-Consulting Максим Савватин полагает, что идея здравая и воплощает концепцию партнерств между всеми игроками рынками в рамках межоператорского взаимодействия. "Особенно важны подобные проекты региональным игрокам, которые не всегда могут обеспечить себе хорошие и конкурентные условия на рынке B2O. Данная схема позволит сделать рынок более прозрачным и, безусловно, усилит позиции "ВымпелКома" на рынке B2O. Для международных игроков, прежде всего операторов из Азии, позволит упростить обслуживание своих B2B-клиентов в РФ и предложить им более выгодные условия, - комментирует он. - Такие партнерства позволяют обеспечить хорошее качество услуг и предложить конечному B2B-клиенту сквозной SLA, включающий "последнюю милю". Это характерно как для традиционных телеком-услуг, так и для новых, например для разных сегментов облачных сервисов".