42% российских ретейлеров уже используют технологии искусственного интеллекта (ИИ), еще 35% планируют начать использование в течение пяти лет. Такие данные приводят авторы совместного исследования РАЭК и НИУ ВШЭ при поддержке Microsoft. По мнению экспертов, ретейл является одной из лидирующих отраслей по внедрению ИИ в России. 
© ComNews
13.12.2019

Исследование показало, что 42% российских ретейлеров используют искусственный интеллект. При этом большинство проектов, по словам респондентов, находятся пока только на начальной стадии внедрения. Только 2% респондентов отметили, что в их компании полностью завершена разработка процедур и процессов использования ИИ, 3% - определение рисков и 4% - обозначение четких ролей и обязанностей по внедрению искусственного интеллекта. Наибольшие сложности у ретейлеров вызвали разработка политик, процедур и процессов, а также обозначение ролей и обязанностей. В трети опрошенных компаний системная работа по оценке рисков и выгоды от внедрения технологий ИИ, составления планов и реорганизации бизнес-процессов только начата или проделано менее половины работы. Это означает, что сегодня ИИ в российском ретейле используется скорее фрагментарно, без системной реорганизации бизнеса. Однако, по мнению авторов исследования, в ближайшие пять лет можно ожидать полномасштабного применения ИИ в различных бизнес-процессах, требующих межсистемных интеграций и внешнего взаимодействия.

"Мы видим огромный интерес отрасли к внедрению технологий ИИ. Вместе с тем их внедрение в ретейле происходит в основном точечно, что подтверждает тренд на коммодитизацию ИИ и переход от технологических к продуктовым решениям", - прокомментировал результаты исследования директор РАЭК Сергей Плуготаренко.

"Российские компании обладают огромным потенциалом в области ИИ: согласно исследованию Microsoft, руководители в России активнее зарубежных коллег внедряют эту инновационную технологию. При этом результаты текущего исследования подтверждают наш ключевой тезис: цифровая трансформация - это не единичное внедрение какого-либо цифрового инструмента, а прежде всего комплексная бизнес-инициатива. Только при таком целостном подходе использование технологий может принести ощутимый бизнес-результат", - считает менеджер по работе с государственными органами Microsoft в России Эльза Ганеева.

Доцент департамента социологии НИУ ВШЭ Ольга Логунова отметила, что исследование продемонстрировало сегментацию компаний с точки зрения уровня использования технологий ИИ. "Эксперты выделяют верхушку пирамиды - это высокотехнологичные крупные компании, которые много экспериментируют и имеют квалифицированный штат in-house. Обширный средний слой - компании, которые только заходят в эту нишу, параллельно используя готовые решения. И в основании этой пирамиды находятся компании, которые только задумываются о технологиях ИИ, изучают успешные кейсы, а также обосновывают необходимость их внедрения", - сказала Ольга Логунова.

По данным исследования, самыми популярными у российских ретейлеров стали ИИ-решения для персонализации (26%), виртуальные помощники и чат-боты (23%), интеллектуальные системы для принятия решений и предиктивной аналитики (20%). В пятилетней перспективе большинство опрошенных планируют использовать аналитические ИИ-решения для выявления закономерностей и отклонений (36%), притом что сегодня их внедряет только 13%. Сохранится актуальность решений для персонализации (35%) и чат-ботов (35%).

Среди основных рисков внедрения исследователи отметили репутационные (влияние на имидж бренда неудачных кейсов и др., 39%), безопасности (39%) и несоответствия выгоды затратам на проект (28%). Основными вызовами при внедрении ИИ для российских ретейлеров являются необходимость изменения существующих бизнес-моделей (35%), недоверие к решениям, принятым ИИ (33%), а также финансовые ограничения (30%).

Заместитель руководителя департамента бизнес-решений ГК Softline Максим Мельситов сказал корреспонденту ComNews, что результаты исследования выглядят вполне правдоподобными, хотя отдельные показатели могут вызвать сомнения: "Например, не все чат-боты могут работать на основе ИИ и машинного обучения. Тем не менее ретейл действительно входит в число лидирующих отраслей по объемам внедрений новых технологий - низкая маржинальность бизнеса заставляет владельцев искать новые способы снижения издержек. ИИ и предиктивная аналитика дают торговым сетям возможность эффективно анализировать накопленные объемы информации - выявлять закономерности в поведении покупателей и эффективно управлять запасами на складе. Одним из важнейших показателей при работе с покупателями являются не социально-демографические признаки, а особенности их поведения - что и как часто люди покупают в данной сети, пользуются ли ее услугами их близкие и друзья, в каких еще магазинах они совершают покупки. Производя многомерную сегментацию всех клиентов и разделяя их на сегменты, компании проще понять, какие покупатели для сети наиболее ценны и как можно на них воздействовать, увеличивая частоту посещений и средний чек. Все эти сведения можно добыть, применяя возможности искусственного интеллекта", - прокомментировал Максим Мельситов.

Директор центра разработки компании Artezio (группа компаний "Ланит") Дмитрий Паршин отметил, что искусственный интеллект набирает популярность не только в ретейле, но и во всех отраслях, где за счет автоматизации процессов можно повысить эффективность. "Однако ретейл гораздо быстрее интегрирует решения с ИИ благодаря возможности быстро финансировать такие проекты и получить от них прибыль. Ведь главная проблема использования решений с ИИ - стоимость таких проектов. Как правило, искусственный интеллект не по карману компаниям, которые нацелены на осторожный рыночный рост, а в ретейле повсеместное использование ИИ подстегивается еще и жесткой конкуренцией. Поэтому очень скоро в России не останется интернет-магазинов, которые не будут полагаться на искусственный интеллект. Нейросети станут в торговле конкурентным преимуществом", - прогнозирует Дмитрий Паршин.

Директор по развитию бизнеса ИТ-компании "Крок" в ретейле Дмитрий Смирнов считает, что применение искусственного интеллекта в ретейле находится пока на начальном этапе. "Эту технологию в полном виде могут позволить себе гиганты отрасли. И основной барьер для более массового применения ИИ на текущем уровне развития розницы - довольно узкий спектр применения технологии. Тем не менее у искусственного интеллекта в ретейле большой потенциал. Цена - один из основных факторов принятия решения о покупке. По оценкам экспертов, 70% компаний, которые демонстрируют динамику прибыли выше среднего, - быстро и гибко реагируют на изменения спроса и ситуацию на рынке. И вопрос не в том, кто быстрее переклеит ценники. Теперь необходимо понимать настроения и поведение потребителей, а не фокусироваться только на действиях конкурентов. В таких вопросах ИИ способен помочь ретейлерам. И это, пожалуй, основной драйвер развития технологии в отрасли", - поделился Дмитрий Смирнов.

Новости из связанных рубрик